Язвенная новелла

| статьи | печать
Язвенная новелла

Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ (далее — Закон), вступающий в силу с 1 января 2009 г., ограничивает сферу применения спецрежима в виде ЕНВД. Введенный им в ст. 346.26 НК РФ п. 2.2 устанавливает, что на уплату единого налога не переводятся, в частности, организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Попробуем разобраться в социально-экономических послед­ствиях реализации данной новеллы.

Служила наша Танечка в столовой заводской…

Поводом для подготовки статьи послужило пришедшее из г. Усть-Илимска Иркутской области письмо, написанное работниками ООО «Илимхлебосол». Эта организация общепита имеет 12 дешевых рабочих столовых на разных предприятиях города. Залы обслуживания столовок не превышают 150 кв. м. Поэтому положения гл. 26.3 НК РФ позволяют обществу применять «вмененку».

Однако с нового года организации, насчитывающей 153 работника (в основном одинокие женщины), придется расстаться с этим спецрежимом. Выдержать налоговое бремя общей системы налогообложения ООО не сможет, поскольку прибыль у общества невелика, а увеличивать ее за счет повышения цен нет возможности — не та клиентура. В результате банкротства фирмы «хлебосолам» придется искать другую работу, найти которую в этом сибирском городе очень непросто.

Трудовой коллектив недоумевает: неужели целесообразно вышеуказанные ограничения применять вне зависимости от прибыльности налогоплательщиков и сферы их деятельности? Почему, спрашивают работники, законодатель не учел специфику организаций общепита, подобных их обществу?

Разыгрался аппетит? Не тормози, «сникерсни»!

Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Поэтому не будем слишком строги к обратившимся в «ЭЖ» работникам ООО «Илимхлебосол», которые озаботились лишь безрадостной перспективой «оказаться на улице». Однако у затронутой ими проблемы есть еще один аспект, актуальный для тех, кто пока пользуется услугами столовых этой организации. Это работники тех 12 предприятий, которые обслуживает общество. А их конечно же намного больше «кормильцев».

При этом следует учитывать, что в аналогичной ситуации окажутся и другие российские организации общепита, применяющие подобную схему. Соответственно вся их клиентура (как правило, небогатая и лишенная возможности во время обеденного перерыва полноценно поесть в другом месте) столкнется с проблемой питания.

Таких бедолаг наберется в России ой как много!

Что же им останется делать? Учитывая непростую экономическую ситуацию, вряд ли многие решатся ради сохранения здоровья искать другую работу с гарантированным нормальным питанием. Большинство наверняка предпочтут сухомятку.

Высокий «штиль» и проза жизни

В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев напомнил присут­ствующим, что согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — это социальное государ­ство. Он также отметил, что основу нашей политики должна составлять идеология, в центре которой — человек.

Полностью одобряя и под­держивая приведенные слова, уточним, что если человек, о котором говорит глава государства, не абстрактный, а живой, то у него периодически возникает желание поесть вовремя и хорошо (т.е. не засохшим домашним бутербродом или купленными второпях пирожками). В противном случае у него наверняка рано или поздно возникнут проблемы со здоровьем. А в этом не заинтересовано, надо полагать, ни государство, ни тем более этот самый живой человек.

Если же речь идет о работнике, то его полноценным и своевременным питанием должен быть озабочен и работодатель. Зачем производству полуголодный или вечно болеющий сотрудник? Именно поэтому предприятия способствуют организациям общепита осуществлять на своей территории деятельность, связанную с питанием их работников.

Однако с нового года многие организации лишатся своих «кормильцев» в связи с вступлением в силу обсуждаемой новеллы. При этом далеко не все хозяйствующие субъекты захотят сами организовывать питание для своих сотрудников путем создания непрофильного структурного подразделения или тем более посредством учреждения юридического лица, заведомо нерентабельного. Ведь в силу того же Закона созданная организация общепита также не сможет применять ЕНВД.

 

СПРАВКА 

В соответствии с подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на определенные этим подпунктом организации инвалидов и организации потребительской кооперации.

 

 

Таким образом, получилась странная ситуация. В зале, где торжественно зачитывалось Послание, «воспевался» человек, незадолго до этого «оставленный без обеда» присутствующими.

Лицом к народу

Анализируя обсуждаемую новеллу, нетрудно догадаться о намерениях законодателя. Многие организации общепита, реальные доходы которых можно охарактеризовать как немалые, пользуются преимуществом спецрежима в виде ЕНВД, поскольку осуществляют свою деятельность через многочисленные «точки», каждая из которых отвечает критериям данной системы налогообложения. Другие «примазываются» к спецрежиму через свои дочерние организации. Внося поправки в гл. 26.3 НК РФ, законодатель имел в виду именно таких налогоплательщиков, которые, по его мнению, пользуются привилегиями незаслуженно.

Обсуждение общей целесообразности указанных изменений выходит за рамки статьи. Наша задача — обратить внимание на то, что в данном случае следовало спрогнозировать все возможные последствия новаций. В том числе и тот явный негатив, о котором мы говорим. Ведь в процессе законотворчества следует думать не только о глобальных государственных нуждах, но и о рабочем человеке, который должен нормально питаться. А также о тех, кто его недорого кормит.

Законодателю уже случалось вносить изменения в правовые акты, еще не вступившие в силу. И в этом нет ничего предосудительного, если такие изменения «пошли во благо». В данной ситуации это был бы как раз «тот случай».

Хочется надеяться, что затронутая нами проблема заставит задуматься тех, от кого зависит нормотворчество.

Мы считаем, что ограничения, предусмотренные п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, не должны распространяться на организации, осуществляющие свою деятельность через столовые, предназначенные исключительно или преимущественно для питания работников организаций, на территории которых они расположены.

Согласно ГОСТ Р 50762-2007 столовая — предприятие общественного питания, общедоступное или обсуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню, различающимся по дням недели. Столовые различают, в частности, по их местонахождению, которым может быть и место работы или службы.

Названный ГОСТ также дает определения таким предприятиям общепита, как ресторан, бар, кафе, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии. Поэтому данный нормативный акт позволяет выделить именно те хозяйствующие субъекты, на которые не будут распространяться обсуждаемые ограничения.

Если предлагаемый нами критерий покажется законодателю недостаточным, он может ввести дополнительный показатель — максимально допустимый размер доходов, полученных организацией общественного питания за определенный период.