Роль организаций в составлении списков кандидатов в присяжные заседатели

| статьи | печать
 

Обязана ли организация представлять список своих сотрудников для включения их в списки присяжных заседателей? В соответствии со ст. 6 Закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» в обязанность ей вменяется давать информацию. Но какую информацию? И если работодатель сам составляет списки сотрудников, то зачем в ч. 3 ст. 5 этого же Закона написано, что списки кандидатов формируются путем случайной выборки из ГАС «Выборы»?

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта РФ на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан (ч. 3 п. 5 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Закон № 113-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 6 этого же Закона предусмотрено право исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ направлять запросы о предоставлении информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

К сожалению, в указанной норме не конкретизировано, какую именно информацию должны предоставлять должностные лица и руководители организаций. Законодатель ограничился общим определением: «...информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели».

При таких обстоятельствах соответствующие органы вправе запрашивать любую информацию, мотивируя это непосредственным отношением запрашиваемой информации к составлению списков присяжных заседателей.

Причем доказывать непосредственное отношение запрашиваемой информации к целям, указанным в п. 1 ст. 6 Закона № 113-ФЗ, компетентный орган не обязан.

Поставить под сомнение законность таких запросов с точки зрения их соответствия положениям Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) о защите персональных данных работников также невозможно, поскольку в соответствии со ст. 88 ТК РФ работодатель не имеет права сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В данном случае выполняются требования Закона № 113-ФЗ. Следовательно, передача таких списков работодателями органам власти или местного самоуправления вполне законна.

Следует обратить внимание на то, что право запрашивать информацию корреспондирует с административной ответственностью должностных лиц организаций, проигнорировавших запрос или предоставивших заведомо неверную информацию. Такая ответственность предусмотрена ст. 17.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде вынесения предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.

Напомним, что субъектами данного административного правонарушения являются руководители любых организаций независимо от их организационно-правовой формы, так как согласно Примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Таким образом, во избежание неприятностей, связанных с возможностью привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст. 17.6 КоАП РФ, целесообразно отвечать на подобные запросы.