1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1647

Проектом нужно учиться управлять

Менеджер проектов — одна из самых востребованных позиций на рынке труда. От его профессиональной компетентности зависит успех любого проекта, а следовательно, и деятельность организации в целом. Стать специалистом могут помочь всевозможные учебные программы. А доказать свою профпригодность поможет получение профессионального сертификата.

Знания по проектному менеджменту можно получить в бизнес-школах и вузах страны, а также в специализированных учебных центрах.

Так, программы бизнес-школ и вузов рассчитаны на период от нескольких месяцев до нескольких лет. Соответственно они включают как основы управления проектами, так и узкую специализацию в каком-то определенном направлении. Курсы часто охватывают не только предмет «Управление проектами», но и родственные ему дисциплины.

Среди таких вузов — Государственный университет управления, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, Открытый университет бизнеса и технологий.

Программы обучающих центров короткие и рассчитаны всего на несколько полных дней — от 1 до 10. Их основная задача — за установленное время дать слушателю некоторые знания и умения, которые можно применить сразу же по окончании курса. Именно поэтому такие программы часто представляют собой тренинги-практикумы (см. «ЭЖ» № 33).

Обучающие центры предлагают как базовые программы, где обучают основам управления проектами, так и программы подготовки к сертификации.

Кроме того, существуют различные курсы для приобретения узкоспециализированных знаний, таких как «Практикум управления проектами на предприятии», «Управление проектами по стандарту PMBOK», «Практические инструменты проектного управления для руководителей». Будущему слушателю просто нужно четко определить, что он хочет узнать в области управления проектами. Тогда консультанты учебного центра подберут оптимальную для него программу обучения.

Если за обучение платит предприятие и оно планирует обучать не одного, а нескольких сотрудников (например, 8—10), то имеет смысл узнать в учебном центре про корпоративные программы. В этом случае учебный процесс переносится в офис заказчика, что экономит не только его время, но порой и деньги.

Есть программы, на которых слушателей целенаправленно готовят к получению профессионального сертификата. Например:

  • сертификат специалиста по менеджменту проектов PMP (Project Management Professional) на соответствие требованиям американского Института управления проектами (PMI);
  • сертификат уровней D, C, B, A от специалиста по менеджменту проектов до директора программы на соответствие требованиям Международной ассоциации по управлению проектами СОВНЕТ/IPMA.

У претендующего на получение сертификата PMP должен быть опыт в управлении проектами не менее 3 лет и профильное обучение не менее 36 часов. Экзамен представляет собой 4-часовой компьютерный тест. Он состоит из 200 вопросов, из которых достаточно ответить на 106, чтобы получить зачет.

СОВНЕТ/IPMA — четырехуровневая система сертификации Международной ассоциации управления проектами. Требования для каждого уровня разные (см. табл.). Чтобы получить сертификат уровня D, необходимо показать достаточный уровень знаний по менеджменту проектов на письменном экзамене при условии, что кандидат имеет уже высшее образование.

Чтобы соответствовать требованиям самого высокого уровня А, надо, кроме высшего образования, иметь опыт работы в области управления проектами не менее 5 лет, владеть иностранным языком и уметь управлять сложными проектами.

Но наличие сертификата и уж тем более прохождение обучения по любой из специализированных программ не являются гарантией признания специалистом в области менеджмента проектов со стороны профессионального сообщества. По мнению культового «живого менеджера проектов» Владимира Михеева, имеющего сертификат IPMA № 1 в России (1999 г.), автора бестселлера «Живой менеджмент проектов», зрелый управляющий должен не просто обладать знаниями, но и уметь создавать на их основе новые инструменты, адекватные конкретной ситуации.

Кроме того, стать действительно хорошим специалистом поможет опыт, причем не только личный, но и чужой. Так, например, на недавно прошедшей V Ежегодной международной конференции Московского отделения PMI «Управление проектами: инновации и развитие» участники рассказывали и делились опытом применения инновационных методик и инструментов в управлении проектами. Осмысление и анализ чужих и своих ошибок или удачных решений — это продолжение того обучения, которое могут дать бизнес-школы, вузы и обучающие центры.

 

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Научиться на практике

Михаил Дубовик, исполнительный директор Учебного центра группы компаний «Проектная ПРАКТИКА»:

— Менеджер проекта должен владеть методами и инструментами, которые позволяют достигать результата в срок, предвидеть риски и проблемы. Важно уметь собрать и обобщить информацию из различных источников, структурировать как сам проект, так и условия его реализации, внешние риски и ограничения, анализировать полученную информацию и принимать оптимальное решение. Ключевые навыки менеджера проекта — это взаимодействие и командная работа. Для этого нужны лидерские качества.

Исходя из этого готовить менеджеров проектов надо на основании семинаров и практических тренингов. Они позволяют узнать и отработать методы и инструменты проектного управления — от создания документации по проекту до применения специализированных программ (например, Microsoft Project). Навыки командообразования, проведения переговоров, решения конфликтов, построения систем мотивации обычно приобретаются на практике, но понимание базовых принципов должно быть заложено в ходе специализированных тренингов.

Для быстрого освоения базовых инструментов лучше начать обучение с тренинга-практикума. Важно, чтобы в программе тренинга были деловые игры, кейсы, разбор примеров. Тренер должен иметь практический опыт участия в проектах. Продолжить обучение можно, выбирая тренинги с более глубоким изучением отдельных тем и инструментов. Например, календарное планирование с применением соответствующего программного обеспечения, управление рисками, затратами и т.п.

 

Критерии выбора программы

Александр Павлов, PMP, PHD, управляющий партнер компании PM EXPERT:

— Обучение управлению проектами по международному стандарту ANSI PMI PMBOK проводится в России довольно большим количеством учебных центров. При выборе программы обучения слушателю следует обратить внимание, имеет ли компания, проводящая курсы, статус официального провайдера Института управления проектами (PMI) — PMI Registered Education Provider (PMI R.E.P.). Наличие этого статуса подтверждает соответствие контента учебных программ стандартам PMI, а также требованиям, предъявляемым к качеству проведения обучения. Еще одним преимуществом прохождения курсов у зарегистрированного в PMI провайдера является получение по итогам обучения сертификата с присвоением часов профессионального развития (PDU — Professional Development Units). Наличие определенного количества PDU позволяет слушателю в дальнейшем получить допуск к прохождению сертификации PMI на более высокую степень PMP (Project Management Professional).