1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1627

Путь новых возможностей

Путь новых возможностей

Снижение затрат и соответственно себестоимости производимой продукции (работ, услуг) – сегодня приоритетная задача практически для всех компаний. Хотя методы ее решения могут быть самыми разными в зависимости от цели сокращения затрат, это не единственно возможный способ управления затратами и себестоимостью. К тому же формулирование цели, выбор метода учета затрат и расчета себестоимости и его реализация со своей стороны тоже требуют затрат.

Поведение большинства компаний в условиях кризиса носит авральный характер. Стремительное сокращение всех и всяческих затрат рассматривается почти как панацея. При этом руководство компаний в большей степени бездумно, на волне эмоций, нежели на основе тщательных расчетов, снижает затраты на предметы первой необходимости – туалетную бумагу, очищенную воду в офисе, канцтовары, веники и т.д.

Исключительно в аварийном порядке ремонтируется автомобильный парк, до 30% снижаются средства на горюче-смазочные материалы.

Урезаются зарплаты и премии, сокращается штат сотрудников и перераспределяется функционал уволенных между оставшимися работниками, объявляется мораторий на прием персонала, увеличивается рабочий день или сокращается рабочая неделя, иногда до 1 дня и т.п.

В целях сокращения затрат рассматриваются и такие мероприятия, как:

  • перевод материальных ресурсов в «живые» деньги путем распродажи запасов по удовлетворительным ценам;
  • переговоры для целей удешевления ресурсов;
  • изменение бизнес-процессов, направленных на улучшение качества обслуживания клиентов и на работу с поставщиками и финансовыми институтами для скорейшего возврата денежных средств.

По данным исследования PricewaterhouseCoopers «Время перемен», представленного общественности Ассоциацией менеджеров России, 28% отечественных компаний планировали и будут в 2009 г. сокращать персонал, 45 – объем потребляемых материалов, работ и услуг, а 21% – закупочную деятельность. Соответственно 16, 27 и 16% компаний этого не планировали, но будут делать.

По мнению руководителей 54% компаний, принявших участие в исследовании, кризис стимулирует сокращение издержек и избавление от непрофильных активов, аутсорсинг части функций. А 39% компаний намерены пересмотреть контракты с поставщиками и клиентами (см. диагр.).

Однако практически все эти мероприятия стандартны и обязательны для реализации в мирное время, а не только в кризис.

При этом мало кто занимается управлением затратами, которое начинается, как и любое дело, с формулирования цели. Но именно целеполагание связано для многих с большими трудностями, особенно в среднем и малом бизнесе.

Какие цели необходимо ставить в условиях кризиса и как? Что является показателями устойчивости компании в динамично меняющейся ситуации?

Цели в условиях кризиса зависят от амбиций того, кто их ставит. Кто-то считает: надо сжимать бизнес, другие видят новые возможности для его развития.

В любом случае цель управления затратами – достижение намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом.

В качестве таких результатов сегодня можно рассматривать наличные средства и сохранение ключевых объектов и субъектов бизнеса: клиентов, стратегических преимуществ, направлений развития, сотрудников.

Для управления затратами необходимо выявить влияние самого управления на бизнес как фактора повышения экономических результатов деятельности. Поэтому необходима своевременная и достоверная информация, достаточная для оценки затрат при выборе и принятии того или иного решения. Необходимо также знать и уметь пользоваться инструментами мониторинга затрат и средствами их измерения и контроля, постоянно заниматься поиском резервов их оптимизации, а не только снижением на всех этапах производственного процесса и во всех подразделениях компании. Все это не является ни открытием, ни откровением.

Можно до бесконечности, тратя время и увеличивая непроизводственные затраты, обсуждать преимущества и недостатки каждого метода, инструмента или технологии. Важно применить их именно сейчас, в условиях кризиса. С маленького шага начинается большой путь, путь преодоления кризиса и новых возможностей для развития.