Управление денежными потоками группы компаний

Внутреннее заимствование за счет собственных источников является эффективным инструментом оперативного финансирования участников группы
| статьи | печать
Управление денежными потоками группы компаний

Оптимальное распределение и перераспределение денежных потоков между бизнес-единицами группы компаний является одним из факторов, обеспечивающих эффективность управления финансами интегрированной структуры в целом.

Важнейшей частью финансовой политики интегрированной структуры является политика управления денежными потоками. Ее основные задачи:

  • обеспечение сбалансированности объемов денежных потоков;
  • обеспечение их синхронизации во времени;
  • достижение максимизации чистого денежного потока.

В действующем законодательстве группа компаний не рассматривается как единый хозяйствующий субъект, движение денежных средств между ее участниками сопровождается особым вниманием со стороны налоговых, антимонопольных и других контрольных органов. Для реализации политики управления денежными потоками группы компаний необходимо разработать методы и инструменты оптимизации движения средств с точки зрения минимизации налоговых и иных финансовых потерь.

Весьма распространенным механизмом распределения денежных потоков внутри предпринимательского объединения является временное финансирование какого-либо проекта одного его участника с помощью займов или кредитов со стороны другого.

Правовое регулирование займов и кредитов осуществляется в соответствии с гл. 42 ГК РФ «Заем и кредит».

 

Договор займа

Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных вещей того же рода и качества.

Преимущества этого инструмента:

– оперативное обеспечение потребностей в финансировании того или иного структурного подразделения группы;

– отсутствие необходимости в предоставлении обеспечений займа (в отличие от банковских кредитов или займов у сторонних организаций);

– условия заимствования устанавливаются внутри группы и могут быть льготными и по ставкам, и по срокам возврата;

– не приводит в целом по группе к увеличению налоговых обязательств.

Недостатки внутреннего заимствования заключаются в том, что финансирование носит временный характер и денежные средства подлежат возврату. Несоблюдение рыночных условий заимствования (размер процентной ставки по займу ниже ставки рефинансирования, беспроцентный заем) вызывает повышенное внимание со стороны налоговых органов.

Договоры займа могут быть как возмездными, так и безвозмездными. Их исполнение оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

 

Процентный заем

При оформлении процентного займа между предприятиями группы заемщик получает денежные средства и в установленные договором сроки возвращает их с уплатой процентов. Они являются внереализационными расходами и уменьшают налоговую базу для исчисления налога на прибыль. Заимодавец полученные проценты отражает как внереализационные доходы, которые подлежат налогообложению по налогу на прибыль
(см. схему 1). При одинаковых ставках налога на прибыль у группы в целом величина налоговых обязательств не изменяется.

В том случае если заемные средства используются на приобретение основных средств, проценты включаются в стоимость имущества. С точки зрения налоговых последствий это не очень выгодно группе компаний, так как уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль происходит не единовременно, а частями через амортизацию основного средства.

Проблема может возникнуть в том случае, если заемщик на дату уплаты процентов не обладает еще достаточными доходами, которые можно было бы уменьшить на величину процентов. Это может стать дополнительной финансовой нагрузкой на заемщика. Но следует учитывать, что условия займа могут быть изменены по соглашению сторон.

Более выгодные налоговые последствия возникают, если заимодавец использует упрощенную систему налогообложения, а заемщик – обычную. Тогда к уплате в бюджет рассчитывается налог по ставке 15% (или 6% в зависимости от выбора налоговой базы), а к уменьшению налоговой базы – 24%. Величина, соответствующая произведению разницы в налоговых ставках и процентов по займу, представляет собой налоговую экономию по данной операции.

Аналогичная налоговая экономия возникает в любом случае, если организация-заемщик применяет стандартную систему налогообложения, а организация-заимодавец – систему налогообложения с пониженной ставкой налога (см. схему 2).

Следует отметить, что налоговые органы с особым вниманием относятся к указанным сделкам, поэтому такие операции находятся в зоне налогового риска.

Обратная ситуация возникает, если заемщиком выступает организация, применяющая специальные режимы налогообложения, а заимодавцем – со стандартной системой налогообложения. В этой ситуации группа компаний в целом будет нести налоговые потери. Расчеты налоговой экономии и налоговых потерь в указанных случаях производятся по одному алгоритму (см. табл. 1).

Размер процентной ставки по договору займа определяется соглашением сторон. Но при установлении процентной ставки ниже ставки рефинансирования могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов. Согласно НК РФ сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, цены по которым более чем на 20% отклоняются от рыночных, подлежат специальному контролю и, как следствие, возможному доначислению налогов исходя из рыночной цены. В качестве среднерыночной цены займа налоговые органы рассматривают ставку рефинансирования.

Однако Письмом от 07.11.2006 № 03-02-07/1-310 на запрос частной компании Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ ответил, что регулирование трансфертных цен «по договорам займа при исчислении налога на прибыль организацией не применяется». Безусловно, это позитивное решение для групп компаний, позволяющее дочерним структурам активнее привлекать заемные средства без риска претензий со стороны налоговиков. Но, так как этот ответ дан частной компании, юридически он не может распространяться на всех налогоплательщиков и на все аналогичные операции.

 

Беспроцентное заимствование

Согласно ГК РФ заем может быть беспроцентным. Однако следует учитывать, что операции по внутреннему заимствованию без выплаты процентов привлекают пристальное внимание налоговых органов и вызывают претензии с их стороны. Вопрос возникновения материальной выгоды у организации – получателя беспроцентного займа в налоговом учете является спорным.

Часто объем не начисленных по договору займа процентов расценивается налоговыми органами как экономическая выгода и объект налогообложения для исчисления налога на прибыль. Косвенным основанием для такой позиции является Информационное письмо Президиума ВАС от 22.12.2005 № 98, где подтверждается наличие экономической выгоды при безвозмездном пользовании помещением. Но следует отметить, что в НК РФ не предусмотрен в составе доходов, подлежащих налогообложению, такой вид доходов, как материальная выгода, полученная от пользования беспроцентным займом. ВАС РФ в своем решении (Постановление от 03.08.2004 № 3009/04) указал, что предоставление беспроцентного займа не может рассматриваться как безвозмездно оказанная услуга и налоговая база для исчисления налога на прибыль не увеличивается. Такая позиция подтверждена Письмом Минфина РФ от 20.02.2006 № 03-03-04/1/128. Таким образом, беспроцентное заимствование является удобным и эффективным инструментом перераспределения финансовых ресурсов, но следует учитывать налоговые риски по данным операциям.

 

Кредитный договор

При наличии в составе группы компаний банка или иной кредитной организации, оперативное финансирование проектов участников может осуществляться по кредитному договору. Его особенности:

  • стороной договора кредита может выступать в качестве кредитора только банк или небанковская кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию;
  • предметом кредитного договора могут быть только денежные средства;
  • кредитный договор может быть только возмездным.

Следует отметить также, что ст. 269 НК РФ устанавливает ограничения по признанию расходов по уплате процентов для
определения налоговой базы. Максимальная величина процентов, учитываемая при исчислении налога на прибыль, принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной на коэффициент 1,1 по кредитам в рублях, и 15% по кредитам в иностранной валюте. Условно такую ставку можно обозначить как нормативную. Таким образом, внутреннее заимствование (кредитование) по ставке, размером выше указанных величин, влечет налоговые потери группы в целом.

Второе ограничение касается организаций, учредителями которых являются иностранные компании. Если контролируемая задолженность (см. «К сведению») по займам, полученным от учредителей-нерезидентов, превышает более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, – более чем в 12,5 раза) собственный капитал организации (разницу между суммой активов и величиной обязательств), налогоплательщик обязан определять предельную величину процентов, подлежащих включению в состав расходов.

Она рассчитывается делением суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом коэффициент капитализации определяется делением величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, – на 12,5) (см. формулы 1).

(для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью)

(для прочих организаций),

где:

Ппр – предельная величина процентов;

Пф –    фактически начисленная сумма процентов по займу;

СК –    величина собственного капитала;

Дин – доля прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном капитале российской организации;

КЗ –    величина контролируемой задолженности.

Если Ппр окажется больше фактически начисленной, то в составе расходов будет учитываться только фактически начисленные проценты (см. табл. 2).

В данном случае при фактически выплаченных процентах в 500 усл. единиц для расчета налоговой базы принимается только 75. Налоговые потери составят (500 – 75) х 0,24 = 102 усл.единицы.

Кроме того, положительная разница между начисленными процентами и предельными приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается соответствующим налогом. Таким образом, разница в величинах процентов не только не учитывается в составе расходов, но и подлежит налогообложению как прибыль иностранной организации.

При этом если между Россией и этим государством заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то налог рассчитывается в соответствии с условиями соглашения, если же такого соглашения нет, то по ставке 15% и удерживается российской организацией при выплате процентов.

Очевидно, что чем выше величина предоставленного займа иностранного участника российской организации по отношению к вложенному им капиталу, тем ниже будет предельная величина процентов, принимаемых в качестве расходов для расчета налоговой базы по прибыли.

 

Налоговые потери

Величину налоговых потерь можно рассчитать по формуле 2:

Пн = (Пф – Ппр) х Нпр + (Пф – Ппр) х Ндив    (2)

или

Пн = (Пф – Ппр) х (Нпр + Ндив),

где:

Нпр – ставка налога на прибыль, %;

Ндив – ставка налога на доходы от долевого участия в капитале организаций, с учетом международных соглашений об избежании двойного налогообложения, %.

Налоговые потери будут отсутствовать, если Ппр будет больше или равна фактически начисленной сумме процентов (Ппр ≥ Пф), что достигается при выполнении неравенства:

КЗ ≤ СК х Дин х 3

(или 12,5 – для банков
и лизинговых компаний).

В рассматриваемом примере общая величина налоговых потерь составит за период (при отсутствии международного соглашения): (500 – 75) х (25% + 15%) = 165,75 усл. единиц. И во избежание налоговых потерь объем контролируемой задолженности не должен превышать: 2000 х 0,25 х 3 = 1500 усл. единиц.

Такой порядок налогообложения процентов по займам, где заимодавцем является иностранная организация, а заемщиком – ее дочерняя или зависимая компания, делает невыгодными с точки зрения налоговых последствий операции по внутреннему заимствованию в объемах, превышающих величину собственного капитала в соответствующей доле иностранного участника, умноженных на 3 (12,5 – для банков или лизинговых компаний).

 

Невозвратный заем

Если заемные средства не возвращаются (заимодатель прощает долг заемщику) (см. схему 3), возникают следующие правовые и налоговые последствия:

  • по гражданскому законодательству соглашение о прощеном долге может быть квалифицировано как недействительное, сделка признана ничтожной и денежные средства должны быть возвращены заимодателю;
  • по налоговому законодательству денежные средства могут быть расценены как безвозмездно полученные и у заемщика увеличится налоговая база по налогу на прибыль на сумму полученных и невозвращенных денежных средств.

Такая позиция налоговых органов подтверждается и позицией арбитражных судов. В частности, Постановлением ФАС Московского округа от 30.06.2005 по делу № КА-А40/3222-05 признано, что компания неправомерно занизила базу по налогу на прибыль, когда не включила в нее денежные средства, полученные безвозмездно одним из подразделений холдинга от другого. Арбитры отметили, что компания нарушила п. 4 ст. 575 ГК РФ, поэтому пользоваться положениями п. 1. ст. 251 НК она не имела права.

Таким образом, внутреннее заимствование (кредитование) является эффективным инструментом оперативного финансирования участников группы компаний за счет собственных источников, позволяющим быстро перераспределить консолидированные финансовые ресурсы для реализации тех или иных проектов, обеспечения оперативной деятельности подразделений или других целей. Во избежание налоговых рисков и финансовых потерь при осуществлении операций внутреннего заимствования необходимо оценивать наступление возможных правовых и налоговых последствий.

 

К СВЕ­ДЕ­НИЮ

Согласно п. 2. ст. 269 НК РФ контролируемая задолженность – непогашенная задолженность налогоплательщика – российской организации по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.