1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4080

Банкротство финансовых организаций

Госдумой в первом чтении принят законопроект, регулирующий особенности банкротства финансовых организаций и порядок осуществления мер по его предупреждению.

Напомним, что к финансовым организациям относятся кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Особенности банкротства кредитных организаций установлены Федеральным законом от 25.02.99 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкростве) кредитных организаций». А в отношении других видов финансовых организаций порядок банкротства в общих чертах урегулирован в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ), который не учитывает специфику их деятельности.

Законопроект определяет основания применения и перечень мер по предупреждению банкротства финансовых организаций. В частности, в перечень таких мер входят разработка и реализация плана финансового оздоровления, порядок создания и прекращения деятельности временной администрации, положение о рассмотрении дел о банкротстве в арбитражных судах с указанием сроков и круга лиц, имеющих право подать заявление в суд. Особенностью банкротства финансовых организаций является отсутствие процедуры внешнего управления и финансового оздоровления.

Кроме общего порядка законопроект содержит особенности банкротства отдельных видов финансовых организаций, в том числе страховых компаний. В перечень оснований, позволяющих начать процедуру предупреждения банкротства страховой компании, включены отзыв лицензии или приостановление ее действия, снижение фактического размера активов и изменение их структуры.

Новеллой законопроекта является установление порядка передачи страхового портфеля в ходе проведения процедуры предупреждения банкротства, наблюдения или конкурсного производства. При этом портфель может передаваться другой страховой организации, соответствующей требованиям страхового законодательства, на условиях аукциона.

Законопроект вносит изменения не только в Закон № 127-ФЗ, Закон РФ от 27.11.92 № 4015-I «Об организации страхового дела в РФ», Федеральный закон от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», но и в ст. 391 ГК РФ, которая предоставляет должнику право перевода долга на другое лицо с согласия кредитора. Законопроект планирует исключить необходимость получения разрешения кредитора в определенных случаях, которые будут установлены законодательством о несостоятельности (банкротстве). Такая корректировка статьи ущемляет права кредитора, поскольку личность должника имеет для него существенное значение.