1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1374

Экоконтроль: многообразие и единство

Правительство РФ Постановлением от 27.01.2009 № 53 утвердило Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), которые устанавливают единый порядок проведения проверок различными подразделениями Росприроднадзора.

Правила утверждены в целях реализации Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон), в ст. 65 которого предусмотрено, что государственный контроль в этой области осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Чтобы представить все многообразие охраняемых объектов, обратимся к ст. 1 Закона, из которой следует, что окружающая среда – это совокупность природных компонентов, в число которых входят земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Такая «всеобъятность» обусловливает и количество видов экоконтроля, перечисленных в п. 3 Правил.

Кроме того, этим пунктом установлено, что контроль осуществляется органами Росприроднадзора и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Их компетенция разграничивается Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 777, которым утвержден Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, который довольно обширен. Соответственно объекты, не включенные в указанный перечень, должны контролировать органы, определенные субъектами РФ. Хозяйствующие субъекты должны разбираться в этом вопросе хотя бы для того, чтобы знать, кто именно их вправе проверять.

Согласно п. 10 Правил экоконтроль осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, которые утверждаются Росприроднадзором и уполномоченными органами субъектов РФ в зависимости от того, кто такие проверки проводит. А внеплановые проверки допустимы в случаях:

проверки исполнения предписания об устранении ранее выявленных нарушений;

получения доказательств о новых нарушениях.

Отметим, что осуществлять проверки могут только должностные лица Росприроднадзора, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 № 716, и должностные лица уполномоченных органов субъектов РФ, определенные соответствующими правовыми актами.

Документы, составляемые по результатам проведения контрольных мероприятий, должны соответствовать формам, установленным Минприроды РФ и уполномоченными органами субъектов РФ.

Из п. 17 Положения следует, что мероприятия по государственному экологическому контролю в отношении организаций и предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Напомним, что этот Закон утрачивает силу с 1 июля 2009 г. в связи с началом действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».