Порог рентабельности услуг

Выигрыш бизнеса состоит в выборе наиболее эффективной услуги в нужном месте и в нужное время
| статьи | печать
Порог рентабельности услуг

Любое предприятие неизбежно, а не только в кризис сталкивается с вопросом, все ли делать самостоятельно или обратиться в компанию, которая оказывает аутсорсинговые услуги. Однако эффективность их использования – вопрос сложный и неоднозначный.

Существуют различные стратегии оптимизации производства на промышленном предприятии – от централизации (инсорсинг) до организации долгосрочных стратегических отношений с партнерами (аутсорсинг), которые обеспечивают выполнение необходимых процессов.

Сравнение использования инсорсинга и аутсорсинга (см. табл.) для решения ряда задач показывает, что обе стратегии наряду с явными преимуществами имеют и не менее явные недостатки. Бесспорно лишь одно: аутсорсинг открывает дополнительные возможности.

Однако практически до последнего времени каждое отечественное предприятие ориентировалось на самостоятельное обслуживание всех своих процессов. И хотя себестоимость такого неспециализированного выполнения работ обычно выше, но, так как конкуренция в нашей стране ниже, чем в развитых странах, компании могли позволить себе не пользоваться услугами профессионалов. Поэтому у нас и не сложились еще история, культура и методология взаимоотношений с аутсорсинговыми компаниями.

Тем не менее услуги в сфере промышленного потребления активно развиваются за счет специализации, тенденции к снижению себестоимости и повышению рентабельности. При этом требования к технологическим процессам и качеству исполнения аутсорсинговых услуг предъявляются высокие, иначе нельзя вести планомерное производство основных товаров в деятельности компании.

 

Виды услуг

В зависимости от сложности предоставляемых на рынке «бизнес для бизнеса» услуг их делят на 3 вида.

Высокоиндивидуальные – это наиболее сложные и нестандартные услуги, опыт производства которых отсутствует. Часто нет даже какого-либо шаблона, который мог бы помочь в их производстве. Такие услуги требуют привлечения квалифицированных высокооплачиваемых специалистов.

Практически каждый проект можно считать единственным в своем роде. Но в данном случае речь идет о немногочисленных проектах, которые очень дороги и требуют много времени на свое выполнение. При создании такой услуги высоки степени первичной диагностики и риска.

Клиентов, которые могут воспользоваться данными услугами, также немного. Да и фирм, которые их предоставляют, тоже. К ним можно отнести консалтинговые компании по установлению сложного программного продукта, разработанного специально для организации заказчика.

Смешанные: индивидуально-типовые услуги можно считать высокоиндивидуальными. Но они предназначены для выполнения проектов, которые требуют инноваций и творчества значительно в меньшей степени. Общая их природа и проблемы известны, а их решение может быть аналогично тому, которое уже было применено в других проектах.

Стоимость данных услуг в секторе «бизнес для бизнеса» значительно меньше, чем у высокоиндивидуальных. Квалификация специалистов, их предоставляющих, тоже может быть ниже.

Поэтому и компаний, оказывающих индивидуально-типовые услуги, на рынке услуг довольно много. Часто они предлагают так называемые «пакетные услуги», или «кросс-продажи». То есть они предлагают своему клиенту купить еще какой-то товар (услугу) в дополнение к тому, что уже приобретено. При этом преследуется цель привязать клиента к себе, чтобы он не обращался к конкурентам.

Среди таких компаний, к примеру, рекламные агентства. Они предлагают комплекс услуг от печати стандартной продукции до создания маркетинговых программ для продвижения фирмы заказчика.

Типовые (шаблонные простые) услуги направлены на решение хорошо известных проблем. Хотя и сохраняется некоторая потребность в индивидуализации, но значительная их часть может быть даже запрограммирована.

У компании могут быть и навыки, и ресурсы для самостоятельного выполнения работы, но она обращается к специалистам, так как они могут выполнить данную работу более профессионально и эффективно.

Аутсорсинговые компании продают свои процедуры, эффективность и постоянную готовность к решению типовых проблем. Их услуги характеризуются невысокой стоимостью. Цены фиксированные. Применима практика выставления счетов в зависимости от потраченного времени. Используется неквалифицированный персонал. Оказываемые услуги характеризуются низкой степенью риска. Клиентская база обычно довольно обширна. Количество компаний, оказывающих типовые услуги, большое. Это, например, логистические фирмы, предлагающие ограниченный комплекс услуг по хранению и никаких других.

Данное разделение справедливо и внутри одной услуги.

 

Состояние предприятий

Но для каждого предприятия и для каждой услуги существует свой порог рентабельности. Рентабельность использования аутсорсинговых услуг зависит и от самих промышленных организаций (см. схему).

Рентабельность каждой услуги даже в рамках одного предприятия может изменять свой характер. При прохождении порога рентабельности использование аутсорсинговых услуг теряет смысл, необходимо создавать внутренний ресурс для удовлетворения данной потребности.

Само же предприятие может находиться в принципиально разных состояниях (1 и 2, см. схему), которые можно назвать «экстраверсия» и «интроверсия» (авторская трактовка). Состояние компании может изменяться. Но оба они присутствуют в каждой компании в большей или меньшей степени на данный момент. Для одной услуги справедливо состояние 1, для другой – 2.

Экстраверсия – это состояние компании, ориентированное в своих проявлениях вовне, на окружающих. Компании гораздо выгоднее воспользоваться услугами профессионалов – аутсорсинговыми услугами.

Интроверсия – это состояние компании, ориентированное вовнутрь или на себя. В этом случае рентабельнее открыть собственный отдел, закупить необходимое оборудование и свои нужды удовлетворять самостоятельно – инсорсинг услуг.

Для построения кривой рентабельности аутсорсинговых услуг компании необходимо воспользоваться методом экспертных оценок.

 

Гибкий подход

Некоторые компании, приняв решение о полном аутсорсинге, со временем переходят к избирательному или даже полному инсорсингу. Другие, наоборот, от полного инсорсинга переходят к моделям с использованием услуг внешних компаний.

Выигрыш бизнеса состоит не в использовании определенной модели предоставления услуг, а в возможности маневра и выбора той формы, которая наиболее эффективна в данном месте и в данное время.

Ведь ни одна из форм предоставления услуг не может считаться окончательной и вечной хотя бы потому, что в бизнесе все меняется быстро.

 

СПРАВКА

Для распознавания состояний предприятий можно использовать коэффициент сложности

Ксл. = Зс : За,

который варьируется от 0 до 1.

Зс – затраты собственные на реализацию услуги собственными силами.

За – затраты на оплату аутсорсинговых услуг.

Если собственные затраты ниже затрат на оплату внешних услуг, состояние интроверсии. Услуга реализуется внутри предприятия (инсорсинг).

Если собственные затраты выше затрат на оплату внешних услуг, состояние экстраверсии. Для реализации услуги дешевле обратиться в аутсорсинговую компанию.

 

Факторы выбора услуг от задач

Инсорсинг

Аутсорсинг

Создание и поддержание имиджа

«Сила, устойчивость и мощность». Высокотехнологичность при отсутствии соответствующего предложения на рынке

«Коммуникация, гибкость и разум». Опыт работы в режиме аутсорсинга в настоящее время становится элементом престижа

Снижение издержек

За счет управляемости ресурсами и активами

За счет масштаба деятельности, развитой системы управления неключевыми для бизнеса процессами, более мощной инфраструктуры и доступа к глобальным ресурсам

Избыточность инфраструктуры

Часто наблюдается создание инфраструктуры со значительным резервом развития – «на всякий случай» или «на будущее»

Оплачиваются лишь фактически потребленный объект услуг и соответственно лишь связанная с ним доля инфраструктуры, что при наличии конкуренции стимулирует разумную избыточность инфраструктуры, связанную с надежностью предоставления услуг

Продуктовый фокус

Фокусировка на основных и вспомогательных продуктах

Концентрация на основных для бизнеса продуктах и процессах

Инвестиционная активность

Необходимость инвестирования не только в основные продукты, но и в непрофильную деятельность. Ведет к отвлечению инвестиционных ресурсов на неосновные объекты

Использование дополнительной инвестиционной активности аутсорсера. Возможность возврата инвестиций аутсорсера через стоимость фактически потребленных услуг

Скорость инноваций

Ограничивается возможностями адсорбции инноваций, культуры компании, опытом и инвестиционными возможностями

Ограничивается возможностью выбора аутсорсера с учетом необходимых требований

Наличие операционного контроля деятельности

Высокий уровень контролируемости всего спектра операционной деятельности

Ограничивает управление переданной на аутсорсинг операционной деятельностью условиями контракта и возможностями аутсорсера

Необходимость получения конкурентных преимуществ

Обеспечивает исключительность прав на обеспечивающие конкурентные преимущества технологии и ограничивается инвестиционными возможностями компании

Связаны с уровнем технологического развития аутсорсера, его инвестиционными возможностями и массовостью спроса на данную инновацию (противоречит интересам клиента на эксклюзивность конкурентных преимуществ)

Зависимость от внешних компаний и персонала

Низкая зависимость от внешних поставщиков и высокая зависимость от персонала с ограниченной возможностью контрактации

Высокая зависимость, ограничивается условиями контракта и надежностью аутсорсера

Доступ к глобальным ресурсам

Необходимость разворачивания собственных офшорных и прочих подразделений

Возможность использования готовых схем доступа к глобальным ресурсам

Управление отношениями с поставщиками

Требует упрощенных методов взаимодействия с внешними поставщиками

Управление внешними поставщиками становится одним из ключевых процессов