Национальный проект «Инфраструктура для жизни» нацелен на кардинальное улучшение дорожной сети России и повышение связности регионов. Новые объекты активно появляются на карте России. Однако реализации масштабных планов сопутствуют системные проблемы. Данные Счетной палаты свидетельствуют о неэффективном использовании бюджетных средств, нарушении контрактной дисциплины и значительном дефиците финансирования в регионах, что ставит под сомнение выполнение амбициозных целей проекта.
Правительство сообщило, что в рамках XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» в Минеральных Водах в формате видеоконференции состоялось торжественное открытие ряда важных дорожных объектов. Новые инфраструктурные объекты введены в эксплуатацию в Вологодской и Амурской областях, а также в республиках Дагестан, Башкортостан, Саха (Якутия) и Луганской Народной Республике в рамках реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни», направленного на создание комфортной и безопасной среды для жизни граждан.
Развитие дорожной сети
Ранее кабмин актуализировал план дорожной деятельности на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. «Стратегическая задача — в условиях роста автомобилизации, повышения интенсивности движения и мобильности населения обеспечить бесшовную логистику в рамках опорной сети, чтобы как можно больше наших граждан могли воспользоваться качественными дорогами и удобными маршрутами. Они сокращают время в пути, связывают города и регионы, повышают безопасность дорожного движения», — сказал на церемонии открытия заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.
Как было объявлено на конференции, в Амурской области состоялось открытие путепровода через Транссибирскую магистраль в поселке Серышево. Сооружение общей протяженностью около трех километров призвано решить две ключевые задачи: сократить время в пути для автомобилистов и повысить безопасность движения на этом участке.
В Республике Башкортостан завершена реконструкция моста через реку Ик на границе с Татарстаном, который ранее находился в аварийном состоянии. Согласно отчету, работы, начатые в 2024 г., были выполнены в сжатые сроки, и объект сдан в эксплуатацию раньше запланированного срока. Комплекс мероприятий включал устройство новых опор, монтаж пролетных строений, гидроизоляцию, укладку асфальтобетонного покрытия, установку ограждений и системы освещения, а также обустройство пешеходных тротуаров.
В Вологодской области завершена реконструкция участка автомобильной дороги А-114 Вологда — Тихвин, соединяющейся с федеральной трассой Р-21 «Кола». В рамках работ организовано кольцевое пересечение, расширена проезжая часть до четырех полос движения с установкой разделительных ограждений, выполнена замена водопропускных труб, смонтировано освещение и установлены защитные сетки, предотвращающие выход животных на проезжую часть.
В Республике Дагестан завершен капитальный ремонт участка федеральной трассы Р-217 «Кавказ» протяженностью более 32 километров. Эта автомагистраль является важной составляющей международного транспортного коридора «Север — Юг» и служит ключевым маршрутом для транзитного транспорта в закавказские страны. В процессе реконструкции участка между Избербашем и Дербентом проезжая часть была расширена с двух до четырех полос, что позволит обеспечить пропускную способность до 35 тыс. автомобилей в сутки. Для повышения безопасности и комфорта движения установлено металлическое барьерное ограждение, укреплены обочины, благоустроены примыкания и пересечения с второстепенными дорогами.
На участке федеральной трассы между Хасавюртом и Махачкалой в ходе капитального ремонта проведены работы по улучшению пешеходной инфраструктуры: заменены 44 опоры наружного освещения, установлены четыре современные автобусные остановки с павильонами, построены новые тротуары и пешеходные дорожки.
В Якутии завершена реконструкция сложного участка федеральной автодороги Р-504 «Колыма», известного как «Нерский прижим». Протяженность отремонтированного отрезка составила 19 километров. Комплекс работ включал разработку грунта, укрепление земляного полотна, устройство переходного покрытия и защиту откосов каменной наброской, что позволило повысить категорию дороги до четвертой. Особое внимание было уделено защите от водной эрозии: сооружено 33 полузапруды и смонтировано 34 металлические гофрированные трубы. Также в рамках проекта построен новый мост через ручей Дар.
В Луганской Народной Республике завершен капитальный ремонт 33-километрового участка автомобильной дороги Райгородка — Славяносербск — Михайловка, которая соединяет несколько населенных пунктов с социально значимыми объектами. После реконструкции дорожного покрытия транспортное сообщение стабилизировалось: автобусы следуют по установленному графику, возобновлены школьные маршруты.
«Реализация таких проектов существенно улучшает качество транспортной инфраструктуры регионов, повышая безопасность, комфорт и доступность дорог для жителей и бизнеса, вносит значимый вклад в социально-экономическое развитие страны», — резюмировали в кабмине. Согласно планам властей, до 2030 г. в России будет построено и реконструировано более 3,7 тыс. км автомобильных магистралей. Запланировано строительство более 50 новых транспортных обходов городов и крупных населенных пунктов.
Такие амбициозные задачи ставятся перед дорожной отраслью, которая сегодня объединяет более 10 тыс. организаций и около 750 тыс. специалистов. Их выполнение будет способствовать росту объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза по отношению к уровню 2021 г.
Однако за парадными церемониями открытий и отчетами о досрочных сдачах объектов скрывается менее радужная картина бюджетной дисциплины. Результаты проверки Счетной палаты обнажают системные проблемы в управлении финансами.
Аудит бюджетной дисциплины
В новом номере бюллетеня счетного ведомства отмечается, что состояние автомобильных дорог — очень важная и актуальная тема для нашей страны. «В последние годы задача по улучшению состояния автомобильных дорог входит в число ключевых приоритетов государственной политики нашей страны. Ежегодно на эти цели выделяются значительные бюджетные средства», — констатировали аудиторы.
При этом они напомнили, что в 2019—2024 гг. на повышение качества дорожно-транспортной инфраструктуры был направлен национальный проект «Безопасные качественные дороги», участниками которого стали 84 региона России. С 2025 г. его преемником стал нацпроект «Инфраструктура для жизни», в число ключевых показателей которого входит увеличение к 2030 г. нормативного состояния автомобильных дорог федерального значения — до 85%, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения — до 60% и автомобильных дорог крупнейших городских агломераций — до 85%.
Счетная палата со своей стороны держит на постоянном контроле реализацию мероприятий, связанных с приведением автодорог в нормативное состояние. «К сожалению, результаты наших проверок говорят о том, что средства, выделяемые на эти цели, пока используются недостаточно эффективно», — отметили в ведомстве.
Так, проведенная в 2025 г. проверка деятельности государственных заказчиков дорожных работ в трех регионах выявила недостатки, носящие системный характер, которые не способствуют эффективности и экономности бюджетных расходов, направляемых на развитие дорожной инфраструктуры, полагают контролеры.
Аудиторы Счетной палаты изучили реализацию проекта в Нижегородской и Тамбовской областях и Республике Саха (Якутия). Контроль продемонстрировал, что в 2021—2024 гг. государственными заказчиками проверенных регионов допускались многочисленные нарушения при реализации госконтрактов на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог федерального и регионального значения. В частности, завышались стоимость и объемы проводимых работ, принимались и оплачивались невыполненные или некачественные работы, не соблюдались сроки строительства, не осуществлялась достаточная претензионно-исковая работа.
Общая сумма указанных нарушений составила 7,1 млрд руб. Часть из них устранена в ходе проверки, в бюджет возвращено 794,3 млн руб. Кроме того, на момент проведения контрольного мероприятия был зафиксирован дефицит финансирования дорожных работ, необходимых для достижения проверенными регионами плановых показателей по приведению автодорог в нормативное состояние к 2030 г., в размере 443,8 млрд руб.
Подводя итоги, следует отметить, что для достижения плановых значений нацпроекта к 2030 г. необходимо решить системные проблемы в сфере бюджетного планирования и оптимизировать управленческие процессы. Результаты контрольных мероприятий демонстрируют потребность в усилении надзора за государственными заказчиками и кардинальном повышении эффективности расходования средств.
К сведению
Новые правила расчета утильсбора на легковые авто отодвинули на месяц
Обновленные правила расчета утилизационного сбора для легкового автотранспорта начнут действовать c 1 декабря 2025 г. Об этом сообщил Минпромторг.
Корректировка методики расчета предполагает установление для легковых автомобилей дополнительных параметров. Размер базовой ставки будет определяться в зависимости от типа и объема двигателя, а его мощность окажет влияние на применяемый коэффициент в соответствии с прогрессивной шкалой. Важно, что продолжает действовать льготный коэффициент для физических лиц, ввозящих для себя легковые автомобили иностранного производства с мощностью мотора до 160 л.с.
«При этом мы сохраняем льготный коэффициент расчета утильсбора на ввоз иномарок для собственных нужд. Напомню, что такой подход мы реализуем уже много лет, обеспечивая доступ к самым массовым и востребованным у граждан зарубежным моделям. В том числе и после вступления в силу готовящихся изменений льготный коэффициент сохранится для автомобилей мощностью двигателя до 160 лошадиных сил — это более 80% всего российского автопарка на текущий момент», — заявил первый вице-премьер Денис Мантуров РИА Новости.
Он также подчеркнул, что ранее с помощью данного инструмента государство создало условия для долгосрочного инвестиционного планирования, в чем помогло утверждение долгосрочного графика индексации сбора до 2030 г. На данный момент практически все ранее заброшенные иностранными компаниями производственные площадки перезапущены и теперь обеспечивают рабочие места. Выпускаемые на них автомобили планомерно занимают ниши, освободившиеся после ухода западных брендов. В общей сложности полноценная работа возобновлена на 11 из 13 площадок, построенных для выпуска легковых автомобилей. Запуск двух оставшихся запланирован на следующий год.
Первый вице-премьер обратил внимание, что в последние годы ключевой задачей для власти было сбережение кадрового потенциала и профессиональных компетенций, а также создание всех условий для сокращения убытков от вынужденных производственных остановок. Сейчас в диалоге с международными партнерами выработан подход, при котором главным приоритетом стала собственная технологическая суверенность.
Для всех площадок найдены российские инвесторы, у которых сейчас находится контроль над совместными предприятиями. «В возможных форс-мажорных ситуациях права на технологии, созданные или развитые здесь, на конструкторскую документацию останутся у нас. Мы также донастроили параметры инвестрежима — пришли к сбалансированным решениям, которые, с одной стороны, оптимизируют процессы локализации продукции для новых игроков. С другой стороны, не создают для них искусственных конкурентных преимуществ, позволяя нашим традиционным автопроизводителям продолжать развитие собственного модельного ряда», — отметил Д. Мантуров.
В качестве меры поддержки покупателей, которые могли приобрести автомобили мощнее 160 л.с. после публикации проекта нормативно-правового акта с новыми параметрами или столкнуться с непредсказуемыми задержками поставки, было решено отложить дату применения новых правил на один месяц. Утвержденный порядок начнет действовать с 1 декабря 2025 г. и не затронет автовладельцев, оплативших утильсбор до этого числа.
Подчеркивается, что благодаря действующему пакету государственной поддержки автопрома новшества не окажут заметного влияния на ценники отечественных машин, включая произведенные на обновленных предприятиях, а также не приведут к серьезным последствиям для официального импорта юрлицами.
Как ранее пояснил глава Минпромторга России Антон Алиханов в интервью ТАСС, даже с новой механикой коррекция цен у официальных автодилеров будет далека от резких скачков в сторону удорожания. Он также отметил, что приобретение машины у дилера позволяет сэкономить на стоимости владения автомобилем за счет официальной гарантии, обслуживания и отлаженных цепочек поставок запчастей.
Грузоперевозки по железным дорогам снижаются
РЖД сохранил прогноз снижения грузоперевозок на 6% по итогам 2025 г. Ожидается, что объем погрузки на инфраструктуре РЖД по результатам текущего года уменьшится на 6%. Соответствующее заявление для журналистов сделала заместитель генерального директора компании Ирина Магнушевская.
По ее словам, текущая тенденция к снижению на 6% в годовом выражении сохранится. Ноябрьский план также сформирован в соответствии с финансовым планом, утвержденным в августе 2025 г., и компания нацелена на выполнение суточного показателя в 3 млн 111,8 тыс. т. В РЖД надеются на его достижение и планируют работать в рамках утвержденных целей в ноябре и декабре.
Как отметила представитель холдинга, в следующем году прогнозируется незначительное увеличение объемов: в 2026 г. погрузка может вырасти на 0,6% относительно запланированных показателей 2025 г.
Согласно приведенной статистике, по итогам 2024 г. совокупный объем погрузки на сети железных дорог достиг 1,181 млрд т, что на 4,1% ниже уровня годовой давности.
За отчетный период из десяти месяцев 2025 г. было перевезено 927,1 млн т грузов, что означает сокращение на 6% в сравнении с аналогичным промежутком 2024 г.
К сведению
Новые подходы к транспортной стратегии
В рамках расширенного заседания Комитета ТПП РФ по транспорту эксперты обсудили ключевые аспекты, которые необходимо учесть при актуализации транспортной стратегии.
О целях и приоритетах обновления стратегического документа доложил директор Департамента стратегического развития Минтранса России Андрей Казаковцев. Он сообщил, что при разработке проекта будет изменен структурный подход: вместо разбивки по видам транспорта, применяемой в текущей редакции, будут сформированы сквозные принципы, единые для всех отраслей транспорта. Ключевой целью является создание целостной транспортной системы. Актуализированная стратегия будет рассчитана на период до 2050 г.
Параллельно с вопросами стратегического планирования на заседании эксперты также затронули вопрос обеспечения потребностей перевозчиков в подвижном составе. В части грузовых вагонов было отмечено, что суммарные мощности вагоностроительных заводов РФ профицитны и позволяют полностью закрыть потребность в выпуске подвижного состава на период до 2040 г. При этом в настоящее время наблюдается период пониженного спроса, который продлится 3—5 лет в связи с недостаточными объемами списания грузовых вагонов. Возможными мерами поддержки отрасли были названы субсидированный трейд-ин вагонов и льготный лизинг.
Что касается пассажирского сегмента, то производители пассажирского транспорта отметили, что более 135 тыс. автобусов в России находятся за пределами нормативных сроков эксплуатации — старше 10 лет. Производители обладают всеми возможностями для реализации государственной программы по обновлению парка общественного транспорта в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ.
Вместе с тем эксперты отметили дисбаланс системы финансирования обновления автобусных парков и загрузки производственных мощностей в разные периоды года, в результате чего основной заказ приходится на конец года. При этом не выбранные регионами средства секвестируются. В целях выравнивания предложено разработать механизм переноса неиспользованных по госпрограммам средств на I квартал следующего года. Это в том числе поможет более равномерно загрузить мощности предприятий. Также было предложено рассмотреть вопрос о стандартизации продукции и переходе от разовых контрактов к долгосрочным, включая контракты жизненного цикла.
