Вносятся изменения в форму декларации по налогу на прибыль организаций

| статьи | печать

С 2026 г. в декларацию по налогу на прибыль организаций вносятся изменения. Главное нововведение — появление отдельного Листа 05.1 для отражения операций с цифровой валютой, а также корректировка раздела по контролируемым сделкам. Разбираемся, что ждет бухгалтеров и какие еще корректировки готовит ФНС. Большинство новшеств вступит в силу с 1 января 2026 г. и будет применяться при сдаче декларации за 2025 г.

ФНС России приказом от 03.10.2025 № ЕД-7-3/855@ (зарегистрирован Минюстом России 31.10.2025 № 84026) внесла корректировки в декларацию по налогу на прибыль организаций. В нее внесены структурные и методологические правки. Основной вектор изменений направлен на интеграцию цифровой валюты в фискальное поле контролирующих органов.

Учет операций с цифровой валютой

Наиболее значимым преобразованием стало введение в состав декларации нового раздела — Листа 05.1 «Операции с цифровой валютой». Данное изменение является логическим продолжением законодательных инициатив, направленных на регулирование оборота цифровых финансовых активов и валюты. Лист предназначен для налогоплательщиков, чья деятельность связана с майнингом, куплей-продажей, обменом и безвозмездным получением или передачей цифровой валюты. Важным исключением, о котором следует помнить, являются операции, проводимые в рамках специального экспериментального режима для внешнеторговых контрактов; такие операции в новом листе не отражаются.

Концептуально Лист 05.1 выстроен по классической схеме «доходы—расходы—финансовый результат», но с адаптацией под специфику цифровых активов. Блок доходов содержит глубокую детализацию. Налогоплательщик будет обязан не просто указать общую выручку от реализации, но и строго разделить ее в зависимости от происхождения цифровой валюты: получена ли она в результате майнинга или приобретена иным способом. Ключевым элементом контроля в этой сфере станет обязательное отражение суммы доначисления доходов в случае, если фактическая цена реализации отклонилась в меньшую сторону от минимального значения рыночной котировки. Отдельной строкой будут проходить доходы, полученные от безвозмездной передачи цифровой валюты, которые оцениваются по рыночной стоимости на дату такой передачи.

Столь же скрупулезно структурирован и блок расходов. Он разделен на две категории.

Первая — это прямые расходы, связанные с приобретением и реализацией цифровой валюты, не связанной с майнингом. Сюда входит стоимость приобретения реализованных активов, расходы на услуги посредников, включая криптобиржи, и иные сопутствую­щие затраты. Особое внимание уделено корректировке: сумма превышения фактических расходов на приобретение над максимальной рыночной котировкой при определении налоговой базы к учету не принимается.

Вторая категория — это косвенные расходы, непосредственно связанные с процессом майнинга. Их перечень является исчерпывающим и включает амортизацию специализированного оборудования и программного обеспечения, затраты на электрическую и иную энергию, расходы на оплату труда персонала, занятого в майнинге, арендные платежи за используемое имущество, а также суммы налогов и страховых взносов, относимые на эту деятельность.

Итоговый финансовый результат по операциям с цифровой валютой рассчитывается как разница между совокупными доходами и совокупными расходами. Положительный результат признается прибылью, а отрицательный — убытком. При этом в декларации предусмотрен механизм переноса убытков на будущие периоды.

Завершает лист справочный раздел, где налогоплательщик обязан заявить применяемые методы учета: метод списания стоимости цифровой валюты при ее реализации и метод начисления амортизации по основным средствам, используемым для майнинга.

Появление нового Листа 05.1 потребовало точечных правок в другие разделы декларации. В формуле расчета общей налоговой базы по Листу 02 появился новый показатель — значение строки 550 из Листа 05.1. Кроме того, в Приложении № 4 к Листу 02, которое предназначено для расчета переносимых убытков, введен специальный признак налогоплательщика с кодом «51». Это означает, что убытки от операций с цифровой валютой будут учитываться и переноситься на будущее обособленно от всех иных видов убытков.

Модернизация отчетности по контролируемым сделкам

Существенной переработке подвергся Лист 08 декларации. Теперь он предназначен не только для отражения корректировок, связанных с трансфертным ценообразованием, но и для отражения операций, связанных с доходами, приравненными к дивидендам, в соответствии с нормами НК РФ.

«Вид корректировки» код «1» теперь трактуется шире. Согласно обновленному Порядку заполнения декларации, он указывается в случае, если в Листе 08 отражается самостоятельная корректировка, осуществленная в соответствии не только с п. 6, но и с п. 6.1 ст. 105.3 НК РФ. Последний регулирует признание доходов в виде дивидендов в контролируемых сделках с нерезидентами.

Существенным дополнением в Лист 08 стал новый блок, предназначенный для отражения операций, связанных с доходами, приравненными к дивидендам. В случаях, когда в результате корректировки цены по сделке между взаимозависимыми лицами возникает доход, приравниваемый к дивидендам, налогоплательщик должен будет указать его сумму, примененную налоговую ставку и исчисленную сумму налога. При этом предусмотрен специальный механизм на случай возврата такого дохода. Если доход был возвращен иностранной компанией при соблюдении определенных условий, налогоплательщик указывает соответствующий признак, дату возврата и сумму учтенных доходов в виде процентов, а строки для исчисления налога в этом случае не заполняются.

Также дополнен блок сведений о самой сделке. Помимо реквизитов до­гово­ра, в нем нужно теперь указывать уникальный номер контракта или кредитного до­гово­ра, присваиваемый банком в соответствии с валютным законодательством.

Другие уточнения

Поправки затронули и другие разделы декларации. Были уточнены правила для налогоплательщиков, применяющих инвестиционные налоговые вычеты. В частности, четко прописан порядок заполнения Приложения № 7 к Листу 02 в ситуации, когда организация одновременно применяет и региональный, и федеральный инвестиционный вычет. Сумма расходов, на которую была уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, теперь должна переноситься в строку 268 из соответствующих разделов декларации.

Кроме того, уточнен круг лиц, обязанных представлять декларацию, включая организации, которые по итогам периода не имели доходов, но исполняли обязанности налогового агента. Обновлены справочники и классификаторы, используемые в декларации, в том числе добавлены новые коды для доходов и расходов, а также коды оснований отнесения сделок.