Динамика региональных бюджетов: рост доходов и смещение акцентов в расходах

| статьи | печать

По данным Банка России, в январе — августе 2025 г. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом демонстрировали положительную динамику. Доходы продолжали расти, преимущественно за счет увеличения собственных налоговых поступлений, в то время как структура расходов претерпела изменения, отражающие новые приоритеты, среди которых, помимо социальных обязательств, важное место заняло финансирование национальной экономики и инфраструктуры.

В течение первых восьми месяцев 2025 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 6,2% в годовом выражении, достигнув 16,1 трлн руб. Увеличение было зафиксировано в 67 регионах. Основой этого роста стало увеличение собственных доходов, которые выросли на 7,2% г/г. Ситуация прежде всего связана с опережающим ростом поступлений от налога на доходы физических лиц, а также налога на совокупный доход.

Поступления налога на доходы физических лиц возросли на 12,7% г/г. В условиях дефицита кадров на рынке труда предприятия повышали заработную плату, в результате чего фонд оплаты труда и сумма налога возросли. Увеличение поступлений от НДФЛ наблюдалось во всех регионах, кроме Карачаево-Черкесской Республики, Мурманской и Иркутской областей. Основным фактором снижения поступлений в Карачаево-Черкесской Республике являлся перевод бюджетной организации в другой регион.

В Мурманской области снижение обусловлено уменьшением поступлений по отдельным отраслям. В Иркутской области причиной снижения поступлений явилась невыплата дивидендов крупной компанией.

Поступления по налогу на совокупный доход в консолидированные бюджеты регионов увеличились на 11,1% г/г. Это увеличение, отмечавшееся в большинстве регионов, в основном связано с рос­том количества субъектов налогообложения в связи с изменением верхней границы налогооблагаемой базы по упрощенной системе налогообложения с 2025 г. с 250 млн до 450 млн руб.

В отличие от них, объем поступлений от налога на прибыль организаций снизился на 5,1% г/г. В большинстве регионов прибыль компаний стала меньше из-за снижения мировых цен на энергоресурсы, сокращения добычи и экспорта нефти в рамках сделки ОПЕК+, а также относительно крепкого рубля. Так, на Урале наблюдается заметное сокращение прибыли нефтегазодобывающих и металлургических предприятий, являющихся крупными плательщиками в Тюменской, Оренбургской, Челябинской областях и Пермском крае. Снижение спроса и цен на черные металлы также негативно отразилось на финансовых результатах металлургических предприятий в Белгородской области. В Сибири отмечается снижение поступлений от налога на прибыль в Кемеровской области из-за проблем в угольной отрасли. На Дальнем Востоке наибольший вклад в уменьшение поступлений внесли Сахалинская область и Республика Саха (Якутия) из-за ухудшения финансового положения у предприятий, добывающих полезные ископаемые (преимущественно уголь, алмазы, нефть). Одновременно отдельные субъекты, например Курганская область, плательщиками в которых выступают предприятия, выполняющие госзаказ, демонстрируют положительную динамику поступлений налога на прибыль.

Трансферты из федерального центра и планы на год

В январе — августе 2025 г. наблюдался незначительный рост (на 0,8% г/г) безвозмездных поступлений из федерального бюджета в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации. При этом в макрорегионах наблюдалась разнонаправленная динамика. Наибольший прирост безвозмездных поступлений произошел в бюджеты Центральной России, Сибири и на Дальнем Востоке. Основной вклад в динамику показателя внесли безвозмездные поступления в бюджет Курской области (рост в 3,3 раза), связанные с предоставлением целевой финансовой помощи из федерального бюджета в рамках поддержки приграничного региона. На Дальнем Востоке увеличение трансфертов из федерального центра связано с реализацией мероприятий плана социального развития регионов, в Сибири — с финансированием инвестиционных проектов в сфере добычи и обработки цветных металлов, оздоровления отдельных региональных бюджетов.

Согласно планам на 2025 г. основу доходов консолидированных региональных бюджетов по-прежнему будут составлять собственные доходы. Несмотря на текущее снижение поступлений от налога на прибыль, большинство регионов сохраняют прежние планы по его сбору в целом за год. Например, в Забайкальском крае планируемый рост обусловлен выходом из льготной фазы ряда крупных проектов территории опережающего развития «Забайкалье» и благоприятной конъюнктурой внешних рынков (в первую очередь золота). В Камчатском крае увеличение поступлений от налога на прибыль по сравнению с прошлым годом ожидается в том числе в связи с окончанием применения отдельными организациями — резидентами ТОР «Камчатка» льготной ставки (0%). В отдельных регионах
планируется увеличение поступлений по налогу на совокупный доход.

Структура и приоритеты расходов

Прирост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по итогам восьми месяцев 2025 г. составил 15,8% г/г (до 16 трлн руб.). Увеличение показателя отмечено в 80 регионах, наибольшие темпы среди макрорегионов — в Центральной России. Наибольший вклад в рост расходов вносили статьи «Социальная политика» (+23,2% г/г), «Национальная экономика» (+20% г/г), «Образование» (+12,7% г/г).

Рост расходов на социальную политику обусловлен увеличением региональных расходов на выплаты военнослужащим — участникам СВО и их семьям, индексацией размеров социальных пособий и выплат для отдельных категорий граждан. Также повлияло увеличение заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе в связи с индексацией оплаты труда, увеличением МРОТ, доведением заработной платы отдельных категорий работников госучреждений до средней заработной платы в регионе. Наибольший прирост среди регионов показала Курская область (в 5,4 раза), где большие суммы были выделены на оказание поддержки жителям приграничных районов.

Повышенные темпы прироста расходов на национальную экономику наблюдались во всех макрорегионах, наибольшие — в Центральной России и на Дальнем Востоке. Основными драйверами роста являлись увеличение затрат на крупные национальные проекты и обновление инфраструктуры. Так, в 2025 г. в г. Москве осуществляются крупные инвестиционные проекты в рамках «Адресной инвестиционной программы (АИП) на 2025—2027 годы». В Мурманской области с участием средств инфраструктурных бюджетных кредитов ведется реализация четырех проектов, направленных на развитие туристического комплекса и инфраструктуры порта Мурманск. При этом в Костромской области отмечалось снижение расходов в связи с оптимизацией финансирования топливо-энергетического комплекса.

Рост расходов на образование связан в первую очередь с индексацией заработных плат. Помимо повышения окладов, в Краснодарском крае с начала 2025 г. введена надбавка к зарплате учителей и воспитателей в размере 5 тыс. руб. Также отмечается рост расходов на строительство и модернизацию образовательных учреждений.

Расходы на здравоохранение выросли на 10,8% г/г в основном за счет индексации заработных плат медицинских работников и реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, строительства и ремонта больниц. Например, в Ставропольском крае на модернизацию медицинских учреждений первичного звена здравоохранения было направлено в два раза больше средств, чем в прошлом году. В отдельных регионах расходы сократились, например, в Камчатском крае это связано с завершением реализации основного этапа строительства Камчатской краевой больницы, а также пересмотром отдельных мероприятий в пользу менее дорогостоящих: замена строительства новых объектов здравоохранения реконструкцией действующих.

Возросли расходы на поддержание и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (на 9,8% г/г). Например, на Юге во всех субъектах проводилась реализация проектов по строительству и модернизации систем тепло-водоснабжения и водоотведения. В рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в Республике Адыгея продолжаются работы по строительству водозаборных сооружений, водопроводной сети и реконструкции водопровода. В то же время в отдельных макрорегионах наблюдается снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Так, в отдельных регионах Сибири были оптимизированы расходы на реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры.

Профицит, дефицит и их финансирование

В январе — августе 2025 г. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены с профицитом в 106,5 млрд руб. в результате роста собственных доходов. Однако по итогам 2025 г. ожидается отрицательное сальдо консолидированных бюджетов во всех макрорегионах. Основным источником финансирования дефицита бюджетов в 2025 г. являются остатки средств на счетах, также регионы прибегают к использованию банковских кредитов для покрытия кассовых разрывов. Например, несмотря на высокие ставки по коммерческим заимствованиям, такая практика применяется в Белгородской и Ярославской областях. В ряде регионов были списаны долги по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета. Например, в соответствии с распоряжением правительства России была частично списана задолженность по бюджетным кредитам у 25 регионов РФ. Отдельные регионы планируют покрывать дефицит с помощью облигаций, например Кемеровская область.

Прогноз на 2026—2028 годы и бюджетный импульс

Согласно прогнозам, в 2026 г. динамика доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов составит +3,3 и +3,2% соответственно. В 2027—2028 гг. средний прирост доходов и расходов консолидированных бюджетов прогнозируется на уровне порядка +7%, что превысит прогнозируемый на соответствующие годы уровень ИПЦ. При планировании объема расходных обязательств субъектов Российской Федерации учитывается оценка исполнения в 2025 г., уточненный прогноз показателей социально-экономического развития, а также ряд других факторов.

Отношение автономного сальдо к собственным доходам по макрорегионам имеет существенный разброс значений как в 2024—2025 гг., так и средних значений в 2016—2019 гг. — в базовый период бюджетной сбалансированности. Показатель отношения автономного дефицита бюджетов в 2024 г. свидетельствовал о разнонаправленности бюджетной политики регионов. Однако, опираясь на планы бюджетов регионов, по итогам 2025 г. во всех макрорегионах значение этого показателя будет находиться ниже базового уровня, что говорит о переходе к более стимулирующей региональной бюджетной политике, что особенно характерно для центральных и восточных макрорегионов России.

Бюджетная политика в 2025 г. продолжила формировать существенный положительный вклад в совокупный спрос на товары и услуги. При этом государственное финансирование региональных программ стимулирования инвестиций и модернизации инфраструктуры, повышения квалификации работников способствует росту производственно-экономического потенциала за счет улучшения ресурсной обеспеченности экономики и увеличения эффективности использования производственных факторов.