Российский рынок государственно-частного партнерства находится в стадии трансформации. Анализ данных показывает, что прежние подходы уже не обеспечивают необходимого темпа, поэтому внимание государства смещается от количества к качеству. Ключевым критерием становится не масштаб заключенных соглашений, а их эффективность, прозрачность и отдача для экономики. О новых акцентах в политике развития ГЧП и концессий, обозначенных Минэкономразвития, рассказываем в материале.
По данным Минэкономразвития России, за три квартала 2025 г. в секторе государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий был заключен 141 договор на общую сумму 246 млрд руб. Значительную часть этого объема обеспечили две крупные концессии, заключенные властями Москвы на строительство дорог, с совокупными инвестициями в 185 млрд руб. Эту статистику представила директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития ведомства Наталья Морщихина в ходе пленарной сессии конференции «Инфраструктурный каркас для государства».
Масштаб и структура рынка
По состоянию на 1 октября 2025 г. в сфере концессий и ГЧП было инициировано свыше 4,4 тыс. соглашений. Часть из этих проектов уже успешно завершена, а остальные в настоящее время находятся на стадии активной реализации или эксплуатации. Совокупный объем инвестиций в этот масштабный портфель проектов достиг 7,4 трлн руб. Подавляющую часть финансирования — около 72%, или примерно 5,3 трлн руб., — обеспечил частный бизнес. «Инструмент ГЧП и концессий дает мультипликативный эффект. Примерно на один рубль бюджетных инвестиций приходится три-четыре рубля акционерного и заемного капитала», — подчеркнула Н. Морщихина.
Абсолютным лидером по привлечению инвестиций в сфере ГЧП является транспортная отрасль, на которую приходится около двух третей (66%) всех вложений. Основной объем финансирования формируют такие масштабные проекты, как строительство высокоскоростных магистралей, развитие сети платных автомобильных дорог и модернизация городского электротранспорта. С существенным отставанием за транспортом следуют сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) с долей в 16% и социальный сектор, который замыкает тройку лидеров с показателем в 15% от общего объема инвестиций.
Директор департамента обратила внимание на устойчивую положительную динамику развития механизмов ГЧП и концессий, отметив: «По динамике развития за последние 20 лет мы видим, что интересы у бизнеса и государства к инструменту ГЧП и концессий остается высоким». В качестве подтверждения она привела данные за последние годы: в 2022 и 2023 гг. ежегодный объем инвестиций стабильно достигал около 900 млрд руб. Однако настоящим прорывом стал 2024 г., когда благодаря заключению крупнейшего в истории концессионного соглашения на строительство ВСМ объем привлеченных средств достиг рекордных 2,3 трлн руб.
Оценивая значимость этого проекта, представитель министерства подчеркнула: «Это системный мегапроект, действительно инфраструктурный каркас. Он будет иметь огромный эффект для развития регионов и сопутствующих отраслей, для локальных инфраструктурных проектов и для экономики РФ в целом». По ее словам, особая ценность инструмента ГЧП и концессий заключается в его уникальности как общесистемного механизма, направленного на поддержку и развитие национальной инфраструктуры. Этот механизм формирует для бизнеса стабильный и предсказуемый рынок с четкими долгосрочными перспективами и прозрачными правилами игры.
Новый акцент: качество и прозрачность
В 2025 г. рынок ГЧП и концессий находится в стадии качественной трансформации: акцент смещается с количества запускаемых проектов на их качество, эффективность и устойчивость. В частности, работа по изменению законодательства направлена на повышение прозрачности оценки и мониторинга проектов, снижение случаев несбалансированного распределения рисков между государством и бизнесом, а также на более рациональное использование бюджетных средств.
«Для реализации этих задач мы начали привлекать ВЭБ.РФ в качестве эксперта по оценке крупных проектов ГЧП стоимостью свыше 3 млрд руб. Доработана Методика оценки эффективности проектов ГЧП», — рассказала Н. Морщихина. Она уточнила, что теперь методика, помимо анализа финансовых показателей, включает оценку обоснованности создания объекта, то есть проверку того, насколько проект действительно соответствует существующему спросу на услуги или инфраструктуру.
В 2026 г. Минэкономразвития планирует распространить механизм оценки эффективности и на концессионные соглашения. По аналогии с проектами ГЧП оценка будет проводиться до момента принятия решения о заключении соглашения. Для этого потребуется внести изменения в Закон о концессиях и подготовить новую методику.
«В настоящее время совместно с ВЭБ.РФ мы прорабатываем параметры и критерии концессий, в отношении которых будет проводиться такая оценка, с учетом отраслевых особенностей. Планируем, что процедура оценки для концессий заработает уже в 2026 году», — рассказала директор департамента. Она подчеркнула, что повышение качества оценки и мониторинга проектов является одним из стратегических приоритетов этого года. Такой подход позволит не только увеличивать количество соглашений, но и обеспечивать их долгосрочную эффективность для регионов и бизнеса.
По мнению ведомства, новые подходы к оценке повысят инвестиционную привлекательность проектов за счет большей предсказуемости и прозрачности, а также укрепят доверие к ГЧП и концессиям со стороны как частных инвесторов, так и контрольно-надзорных органов. Сегодня рынок ГЧП остается одним из наиболее привлекательных направлений для инвестиций, однако акцент постепенно смещается от количественного роста к качеству и устойчивости проектов.
Топ-10 регионов по уровню развития ГЧП в 2024 г.
|
Место (2024) |
Субъект РФ |
Уровень развития ГЧП, баллы |
|
1 |
г. Москва |
85,3 |
|
2 |
г. Санкт-Петербург |
72,5 |
|
3 |
Самарская область |
62,1 |
|
4 |
Нижегородская область |
48,2 |
|
5 |
Пермский край |
34,2 |
|
6 |
Московская область |
28,6 |
|
7 |
Ленинградская область |
25,1 |
|
8 |
Краснодарский край |
21,0 |
|
9 |
Республика Татарстан |
19,0 |
|
10 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
18,0 |
Источник: Минэкономразвития
К сведению
Регионы-лидеры: Москва, Петербург и Самара в топе ГЧП
Минэкономразвития подвело итоги рейтинга регионов по уровню развития ГЧП за 2024 г. Позиции в рейтинге формируются на основе трех факторов: динамики реализации проектов ГЧП, накопленного опыта создания таких проектов и вовлеченности органов власти в их реализацию.
В 2024 г. был установлен рекорд по законтрактованным инвестициям за 20-летнюю историю существования механизма ГЧП. Было заключено 278 соглашений на общую сумму 2,4 трлн руб., из которых частные инвестиции составили 1,8 трлн руб. Основной вклад в эти показатели внес проект по строительству высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург с объемом инвестиций 1,9 трлн руб., отметил министр экономического развития Максим Решетников. По предварительным оценкам ведомства, с учетом проектов, находящихся в проработке, объем законтрактованных инвестиций по итогам 2025 г. составит порядка 500 млрд руб.
Рейтинг регионов формируется ежегодно для стимулирования использования механизмов ГЧП и привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. В тройку лидеров по итогам 2024 г. вошли Москва, Санкт-Петербург и Самарская область. Лидерство сохранила Москва: в столице заключено соглашений на 493 млрд руб. и обеспечен ввод объектов на сумму 42 млрд руб. Всего до 2024 г. в городе запущено 443 проекта ГЧП на сумму 1178 млрд руб., из которых 156 проектов с инвестициями свыше 1 млрд руб. совокупно составили 1083 млрд руб.
Санкт-Петербург в 2024 г. заключил концессионное соглашение по широтной магистрали скоростного движения с объемом инвестиций более 240 млрд руб. и ввел в эксплуатацию пять общеобразовательных школ на сумму свыше 12 млрд руб.
Самарская область поднялась с седьмого на третье место, улучшив свои позиции за счет ввода в эксплуатацию обхода города Тольятти с мостовым переходом через Волгу в составе международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай на сумму более 140 млрд руб. и подписания соглашений о создании объектов ветроэнергетики на 14 млрд руб.
Пермский край вошел в топ-3 по накопленному опыту реализации проектов ГЧП. До 2024 г. здесь было запущено 179 проектов на общую сумму 525 млрд руб., из которых 45 проектов с инвестициями свыше 1 млрд руб. составили 514 млрд руб.
В 2024 г. основными отраслями по объему инвестиций в рамках ГЧП стали транспортная сфера с 2230 млрд руб., ЖКХ с 80 млрд и социальная сфера с 75 млрд руб. Всего на различных стадиях реализации находились почти 4,4 тыс. концессий и соглашений на сумму почти 7,4 трлн руб., из которых частные инвестиции составили более 5,3 трлн руб. Для расширения практики применения механизмов ГЧП были приняты законы о развитии ГЧП в космической отрасли, промышленности и для восстановления объектов культурного наследия. Эти инициативы стимулируют запуск масштабных инфраструктурных проектов по всей стране, обеспечивая рост частных инвестиций, повышение качества объектов и укрепление доверия к государственно-частному партнерству как важному инструменту экономического развития.
