Контроль за ККТ становится все более цифровым и строгим: проверка может начаться мгновенно после любой ошибки кассира. Но параллельно государство предлагает и новые стимулы, например, «автоматическую» отсрочку по НДС для общепита. Читайте в нашем обзоре, как последние постановления Правительства РФ усиливают риски для невнимательных и открывают возможности для добросовестных компаний.
Правила проверки ККТ: что нового
Постановление Правительства РФ от 05.09.2025 № 1374 внесло изменения в Положение о государственном контроле за применением контрольно-кассовой техники (ККТ). Поправки направлены на цифровизацию надзора, уточнение процедур и снижение административной нагрузки.
Профилактический визит
Расширен перечень видов профилактических визитов. Ранее существовал только обязательный. Его проводили для тех, кто только начал использовать ККТ.
Теперь установлено два вида:
-
обязательный — по инициативе контролирующего органа;
-
по инициативе контролируемого лица — его могут запросить субъекты МСП, социально ориентированные НКО, государственные и муниципальные учреждения.
В ходе такого визита инспекторы теперь могут не только консультировать организации по обязательным требованиям, но и знакомиться с объектом контроля и оценивать уровень соблюдения обязательных требований.
Контрольная закупка
Обновлены правила проведения контрольной закупки. Теперь если в ее ходе было выявлено нарушение, инспекторы вправе немедленно начать внеплановую документарную или выездную проверку без дополнительного решения и согласования с прокуратурой. Уведомить прокуратуру об этом они должны в течение 24 часов, а информацию о проверке внести в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение пяти рабочих дней.
Акт по результатам контрольной закупки будет составляться в течение пяти рабочих дней и направляться контролируемому лицу в электронном виде через портал Госуслуг.
Цифровизация
В ходе проверок инспекторы будут активно использовать дистанционный режим и мобильное приложение «Инспектор». С его помощью они могут проводить:
-
осмотр в рамках профилактического визита;
-
дистанционную выездную проверку;
-
удаленные осмотр, экспертизу и эксперимент;
-
фиксацию доказательств нарушений.
Для фиксации доказательств могут быть использованы любые технические средства: фото-, аудио- и видеоаппаратура.
Прочие изменения
1. ФНС России получила право размещать в личном кабинете на Госуслугах или в кабинете ККТ информацию о соответствии/несоответствии объекта контроля индикаторам риска.
2. Утверждение ежегодного доклада ФНС о правоприменительной практике перенесено с 1 на 20 марта.
3. Установлено, что акт по результатам проверки без взаимодействия составляется только в случае выявления нарушений.
4. Срок рассмотрения жалоб проверяемых лиц (пользователей ККТ) сокращен с 20 до 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы.
Как изменения отразятся на компаниях и ИП
Поправки имеют неоднозначный эффект и несут бизнесу как новые возможности, так и новые риски.
Так, возможность запросить профилактический визит — позитивное изменение для малого бизнеса. Компании и ИП могут обратиться за разъяснениями и заранее оценить свои риски, что поможет избежать штрафов в будущем. Позитивным моментом является и сокращение срока рассмотрения жалоб.
При этом сам контроль за применением ККТ становится жестче. Мгновенное начало проверки по итогам контрольной закупки серьезно усиливает позиции контролеров. Бизнесу необходимо обеспечить безупречную работу ККТ и оформление документов, так как любая ошибка кассира может моментально запустить полноценную проверку.
Цифровизация и использование приложения «Инспектор» означают, что проверки становятся более технологичными. Фиксация нарушений на видео и фото упрощает сбор доказательств для контролеров. Размещение уведомлений о рисках в личных кабинетах делает обязательным их регулярную проверку. Пропуск такого уведомления не будет считаться уважительной причиной.
Таким образом, в стране продолжается курс на цифровизацию контроля со смещением фокуса на профилактику.
Меры налоговой поддержки для общепита
Постановлением Правительства РФ от 02.09.2025 № 1351 введены специальные меры налоговой поддержки для предприятий общественного питания.
В чем суть поддержки
Компаниям и ИП в сфере общепита предоставляются два ключевых преимущества:
-
Отсрочка по уплате НДС. Налогоплательщики получают право заплатить НДС за I и II кварталы 2025 г. не в установленные Налоговым кодексом РФ сроки, а вплоть до 1 декабря 2025 г. (включительно). Это позволяет бизнесу использовать свой оборотный капитал и направить его на операционные нужды в сложный период.
-
Освобождение от штрафов за просрочку подачи деклараций. За несвоевременную сдачу налоговых деклараций по НДС за те же I и (или) II кварталы 2025 г. к бизнесу не будут применяться финансовые санкции, предусмотренные ст. 119 НК РФ.
Для получения вышеуказанных мер поддержки получать решение налогового органа об их предоставлении не требуется. Они оказываются «автоматически» на основании уведомления налогоплательщика, представленного им в налоговый орган по месту учета.
Кто может воспользоваться льготами
Поддержка предназначена не для всех предприятий общепита, а только для тех, кто соответствует критериям. Это сделано для точечной помощи именно тем, кто в ней нуждается.
Условиями для получения поддержки являются:
-
Сфера деятельности. Основной вид деятельности по ОКВЭД должен относиться к классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков». Эти сведения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП должны соответствовать состоянию на 1 января 2025 г.
-
Размер выручки. Годовой доход компании или ИП за 2024 г. должен составлять от 2 млрд до 3 млрд руб. Это указывает на то, что меры направлены на поддержку среднего и крупного бизнеса в отрасли, для которых суммы НДС особенно значимы.
-
Соблюдение лимитов. В 2024 г. необходимо соблюдение условия доли доходов от основной деятельности (не менее 70—80%, в зависимости от типа услуги), указанные в подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.
-
Наличие просрочки. Компания уже должна была опоздать со сдачей первоначальной или уточненной налоговой декларации по НДС за I и (или) II квартал 2025 г. Фактически постановление действует по принципу «амнистии» для тех, кто не успел вовремя отчитаться.
Влияние на компании и ИП
Для ресторанов, кафе и столовых, соответствующих критериям, это прямое улучшение. Отсрочка по уплате налоговых платежей на несколько месяцев дает бизнесу возможность перевести дыхание, расплатиться с поставщиками, выплатить зарплату или направить средства на развитие.
Освобождение от штрафов за просрочку декларации — это прямая экономия на издержках. Штрафы по ст. 119 НК РФ могут быть существенными (5—30% от неуплаченной суммы налога), и их отмена снижает финансовую нагрузку на бизнес.
Компании, которые уже опоздали с отчетностью, получают четкий и законный механизм, как избежать ответственности, просто уведомив налоговый орган. Это избавляет от необходимости подавать ходатайства о рассрочке и спорить с налоговиками.
Критерий по выручке (2—3 млрд руб.) четко очерчивает круг получателей помощи. Малый бизнес (с выручкой менее 2 млрд руб.) и гиганты рынка (свыше 3 млрд руб.) под действие мер поддержки не подпадают. Это сфокусированная помощь для конкретного сегмента рынка.
Доступ к аудиторским заключениям в ГИРБО
Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в состав государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности включены аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности, и установлено, что доступ к ним, в том числе ограничение или возобновление такого доступа обеспечивается в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением от 03.09.2025 № 1361 Правительство РФ определило данный порядок.
Два вида доступа
Вводится двухуровневая система доступа к аудиторским заключениям:
-
Для государственных органов (Банк России, госфонды и т.д.) доступ ко всем без исключения заключениям предоставляется напрямую через систему межведомственного электронного взаимодействия. Это значит, что у них всегда будет оперативный доступ к полной информации.
-
Для всех остальных заинтересованных лиц (инвесторы, кредиторы, аналитики, контрагенты) доступ организуется через специальный интернет-сервис на официальном сайте ФНС России. Однако этот доступ будет неполным — из него исключаются заключения, попавшие под ограничения.
В каких случаях доступ к заключениям ограничивается
ФНС России будет ограничивать доступ к аудиторским заключениям в двух случаях:
-
Ограничение доступа к информации о компании в целом. Если доступ к финансовой отчетности самого аудируемого лица был ограничен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2022 № 1624 «О порядке ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», то и доступ к аудиторскому заключению по этой отчетности будет автоматически заблокирован на тот же срок. Это касается, например, случаев, когда компания включена в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, в перечень стратегических предприятий и организаций, или находится под санкциями.
-
Конфиденциальность самой отчетности. Доступ к заключению будет ограничен, если сама консолидированная финансовая отчетность не подлежит раскрытию по закону или по решению Правительства РФ или Банка России или содержит сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Если организация раскрывает консолидированную финансовую отчетность, из которой изъяты сведения, не подлежащие раскрытию, и в ГИРБО представлены два аудиторских заключения — полное и сокращенное (изъяты сведения, не подлежащие раскрытию), доступ заинтересованным лицам к сокращенным аудиторским заключениям не ограничивается.
Как новации отразятся на компаниях
Для организаций, чья отчетность является публичной, новое постановление означает упрощение процедуры раскрытия аудиторских заключений. Теперь они будут централизованно публиковаться на ресурсе ФНС России, что сделает их легкодоступными для контрагентов и инвесторов, повысит доверие и упростит процесс комплексной проверки бизнеса перед заключением сделки.
Компании, которые ограничивают доступ к своей финансовой информации, получают законный и предсказуемый инструмент для защиты конфиденциальных данных. Ограничение происходит практически автоматически на основании решений Банка России или законодательных норм.
Постановление в основном затрагивает крупные публичные компании, обязанные проходить аудит консолидированной финансовой отчетности. И поскольку малые и средние предприятия не подпадают под обязанность проведения такого аудита, на них постановление не окажет прямого воздействия. Однако если небольшая компания входит в группу лиц, которая обязана составлять консолидированную отчетность, то косвенно новые правила ее тоже затронут.
