Сколько раз в ходе одной выездной проверки налоговая может проводить осмотр?

| статьи | печать

В рамках проверки налоговики имеют право проводить осмотр. Но могут ли они в рамках одной проверки проводить повторный осмотр тех территорий, помещений, документов и предметов, которые уже осматривали? С этим вопросом разбирался АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 07.08.2025 № Ф08-4197/2025 по делу № А32-29955/2024.

Суть дела

В компании проводилась выездная налоговая проверка, в рамках которой был проведен осмотр помещений, документов и т.д. Через три месяца налоговики пришли с повторным осмотром тех же помещений, документов и т.д.

Компания сочла второй осмотр незаконным, так как согласно ст. 31, 82, 92 НК РФ в период проведения выездной налоговой проверки инспекция вправе проводить осмотр. А значит, налоговый орган не наделен правом на многократное проведение осмотров одних и тех же помещений в ходе одной выездной проверки.

Налоговики же настаивали на том, что целесообразность и необходимость проведения осмотров определяется ими самостоятельно. В НК РФ нет запрета на проведение многократных осмотров одних и тех же территорий и помещений в рамках одной выездной проверки.

Компания попыталась оспорить действия инспекции в вышестоящем органе, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с требованием признать недействительным постановления о проведении повторного осмотра в рамках одной выездной проверки.

Решения судов

Суд первой инстанции поддержал компанию, указав, что из буквального прочтения ст. 31, 82, 89, 92 НК РФ следует, что налоговый орган вправе проводить осмотр единожды, а не многократно, как ошибочно толковали указанные нормы представители налогового органа.

Апелляционный и кассационный суды с этим выводом не согласились.

Апелляция отметила, что компания не представила доказательств нарушения оспариваемым постановлением о проведении повторного осмотра ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Сам по себе повторный осмотр не свидетельствует о нарушении прав юридического лица. Наступ­ление каких-либо негативных последствий для компании в результате принятого инспекцией постановления о проведении повторного осмотра не наступило. В результате суд решил, что повторный осмотр был проведен в рамках предоставленных инспекции полномочий.

Кассация позицию апелляции поддержала. Она отметила, что запрет на проведение повторного осмотра при проведении выездной налоговой проверки законом не установлен. То обстоятельство, что в ст. 82, 92 НК РФ указано о проведении осмотра, а не осмотров, в данном случае правового значения не имеет.

Кассация отвергла доводы компании о том, что при проведении повторного осмотра ее представители отвлекались от производственного процесса для участия в осмотрах (в том числе повторном), чем нарушены интересы компании. И разъяснила, что в соответствии с п. 3 ст. 92 НК РФ налогоплательщику предоставлено право участвовать при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе при осмотрах. Корреспондирующая указанному праву обязанность налогового органа допускать, а не привлекать представителя проверяемого лица к осмотрам делает участие последнего при осмотрах факультативным.