Финансовая прозрачность: как бизнесу подготовиться к комплексной оценке ФНС

| статьи | печать

С 1 января 2026 г. налоговые органы получат законодательно закрепленные полномочия не только анализировать финансово-хозяйственное состояние компаний и ИП. В связи с этим Федеральная налоговая служба разработала проект приказа, который определяет подход к оценке финансовой добросовестности компаний и индивидуальных предпринимателей1. Таким образом «финансовый портрет» бизнеса, который сейчас формируется ФНС в тестовом режиме, перестанет быть конфиденциальным и станет доступным для контрагентов, участников госзакупок или грантодателей, кардинально повышая прозрачность рынка и заставляя компании внимательнее следить за своими показателями в глазах налоговиков. Так как будет производиться такая оценка?

Цифровой паспорт добросовестности

С 1 января 2026 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели получат возможность формировать через Личный кабинет налогоплательщика официальный документ, содержащий комплексную оценку их финансово-хозяйственной деятельности. Выписка будет содержать вердикт о соответствии организации обязательным критериям и балльную оценку по дополнительным параметрам.

Особенностью системы оценки является ее универсальность. Предполагается, что выписку будут запрашивать не только госорганы или госкомпании при проведении закупок или предоставлении мер поддержки, но и контрагенты при заключении крупных сделок. Механизм верификации через QR-код и сайт ФНС России сделает процесс проверки максимально простым и доступным.

Двухэтапная система оценки: фильтр и глубокий анализ

Предлагаемая ФНС России методика проведения анализа основана на последовательной двухэтапной проверке.

Первый этап представляет собой фильтр, состоящий из обязательных критериев. Несоответствие хотя бы одному из них автоматически приведет к негативному результату всей оценки.

В перечень обязательных критериев включены 14 параметров финансовой и деловой репутации. В частности, наличие существенных прямых расхождений по НДС или существенной недоимки по налогам, под которой понимается задолженность, превышающая одновременно 1% от величины активов и 3000 рублей по данным единого налогового счета, станут препятствием для положительной оценки. Участие в реестре недобросовестных поставщиков, факты привлечения к административной ответственности за коммерческий подкуп, а также признаки ведения процедуры банкротства, ликвидации или предстоящего исключения из ЕГРЮЛ также относятся к критичным нарушениям.

Отдельное внимание уделяется вопросам национальной безопасности. Так, включение организации, ее руководителя или учредителей в перечни, связанные с экстремистской или террористической деятельностью, а также признание иностранными агентами является основанием для отрицательного заключения. Помимо этого, наличие в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений или факт дисквалификации руководящего лица также блокируют положительное прохождение первого этапа.

Для компаний, успешно прошедших первый этап, начнется второй — балльная оценка. Здесь налоговая будет анализировать показатели финансового здоровья и устойчивости бизнеса. Налоговая нагрузка компании будет сравниваться со средними значениями по ее региону, отрасли и масштабу деятельности. Для получения балла нагрузка должна составлять не менее 75% от среднеотраслевого показателя. При этом особые правила расчета будут установлены для микропредприятий и организаций, оказывающих клининговые услуги.

Социальная политика компании тоже становится важным фактором оценки. Баллы будут начисляться за уровень средней заработной платы, который должен превышать средний показатель по региону и отрасли, а также за минимальную долю сотрудников с зарплатой ниже МРОТ (менее 10%). Динамика численности персонала также подвергнется анализу — ее снижение может привести к потере баллов.

Финансовая устойчивость будет измеряться через классические коэффициенты: ликвидности (не менее 1), автономии (не менее 0,25) и рентабельности активов (не менее 10%). Эти показатели налоговая рассчитает на основе последней представленной бухгалтерской отчетности, что подчеркивает важность ее своевременного и качественного составления.

Гибкость системы: выбор подходящего шаблона

Одной из ключевых особенностей новой системы оценки является возможность выбора ее формата. Компания может запросить выписку по одному из трех шаблонов, что позволяет адаптировать оценку под конкретные цели.

Стандартный шаблон включает базовый набор критериев и предназначен для общего использования. Дополнительный шаблон адаптирован под конкретные задачи — например, для участия в закупках определенных госкорпораций или для взаимодействия с органами власти конкретных регионов. Произвольный шаблон позволяет самостоятельно выбрать комбинацию наиболее релевантных критериев для второго этапа, что обеспечивает максимальную гибкость при формировании своего «финансового досье».

Процедурные аспекты: цифровизация и сроки

Процедура получения выписки будет полностью цифровизирована. Запрос на получение выписки об оценке можно будет направить исключительно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Законодатель отвел на ее формирование один рабочий день, что свидетельствует о высокой степени автоматизации процесса.

Важным аспектом является возможность оспаривания результатов.

В случае несогласия с результатами анализа у компании есть право в течение пяти рабочих дней подать через тот же личный кабинет заявление о корректировке с приложением подтверждающих документов. Это обеспечивает баланс между автоматизированной проверкой и правом на защиту своих интересов.

Практические рекомендации для бухгалтерских служб

На практике введение системы оценки потребует от бухгалтерских и финансовых служб компаний подготовительной работы. На наш взгляд, нужно сделать комплексный аудит по всем обязательным критериям первого этапа — проверить наличие расхождений по НДС и даже малейших задолженностей, провести сверку с перечнями дисквалифицированных лиц и т.д.

Затем сделать углубленный анализ финансовых показателей, которые будут оцениваться на втором этапе. Здесь необходимо проанализировать налоговую нагрузку за последний отчетный год и сравнить ее со среднеотраслевыми значениями. Особое внимание следует уделить отчетности по страховым взносам и форме 6-НДФЛ, так как именно на их основе будут рассчитываться ключевые показатели по заработной плате и численности.

Важно наладить процессы регулярного мониторинга своих показателей в динамике, обращая внимание на негативные тренды, такие как снижение стоимости активов или сокращение штата. Нулевая отчетность или ее непредставление приведут к автоматическому несоответствию критериям или нулевым баллам, поэтому необходимо обеспечить своевременную и качественную сдачу всей отчетности.

Последствия для бизнеса

Внедрение системы оценки ведет к формированию нового цифрового досье компании, которое будет доступно всем. От результатов оценки будет напрямую зависеть деловая репутация, доступ к тендерам и господдержке.

Для малого и среднего бизнеса данная система может стать как вызовом, так и возможностью. С одной стороны, ужесточение требований может создать дополнительные административные барьеры. С другой, возможность стать надежным партнером крупным корпорациям и государственным заказчикам.

Крупным же компаниям необходимо обратить внимание на свои цепочки поставок. Вероятно, что в скором времени запрос выписок у контрагентов станет стандартной практикой. Это потребует выстраивания более прозрачных и формализованных отношений с поставщиками и подрядчиками.

Подготовка: временной горизонт

До конца года еще достаточно времени, чтобы провести работу над ошибками и подтянуть показатели. Однако советуем не откладывать.

На основе диагностики текущего состояния компании по всем критериям методики рекомендуем разработать план мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Особое внимание уделите процессам внутреннего контроля и документооборота. Качество и своевременность представления отчетности становятся критически важными факторами. Возможно, потребуется пересмотреть некоторые бизнес-процессы или провести обучение сотрудников.

По нашему мнению, для бухгалтерских служб введение системы оценки финансово-хозяйственной деятельности означает переход от выполнения чисто учетной функции к более стратегической роли. Бухгалтеры, по сути, становятся хранителями деловой репутации компании, а качество их работы напрямую станет влиять на возможности бизнеса по привлечению контрактов и финансирования. Это повышает статус и ответственность профессии, требуя непрерывного обучения и развития профессиональных компетенций.

В целом, появление такой системы знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях бизнеса и государства, основанного на данных, прозрачности и взаимной ответственности. Поэтому компаниям важно адаптироваться к новым требованиям и использовать их для демонстрации своей надежности.

 

Подготовка к новой системе оценки ФНС

Аспект системы

Суть и компоненты

Что проверить компании?

Сроки и действия

Ключевые этапы оценки

Первый этап (фильтр): 14 обязательных критериев. Несоответствие хотя бы одному = отказ.

Второй этап (баллы): 40+ критериев финансового здоровья. Начисление баллов за соответствие

Провести комплексный аудит по всем критериям первого этапа. Проанализировать показатели второго этапа в динамике

Провести диагностику до конца 2025 г. Разработать план устранения недостатков

Критичные критерии 1-го этапа (Фильтр)

  • Наличие существенных прямых расхождений по НДС (занижении налога к уплате в бюджет или завышение суммы к возмещению > 0,65% от суммы).

  • Наличие существенной недоимки (> 1% активов и > 3000 руб.).

  • Нахождение в реестре недобросовестных поставщиков (zakupki.gov.ru).

  • Факты привлечения по ст. 19.28 КоАП (коммерческий подкуп).

  • Процедуры банкротства, ликвидации, исключения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

  • Признаки экстремистской/террористической деятельности (fedsfm.ru).

  • Статус иностранного агента (minjust.gov.ru).

  • Дисквалификация руководителя/учредителя (nalog.gov.ru)

Проверить компанию, руководителя и учредителей по всем указанным реестрам. Убедиться в отсутствии даже малых задолженностей

Ежеквартальный мониторинг реестров. Мгновенное погашение любых недоимок

Важные критерии 2-го этапа (Баллы)

Налоговая нагрузка: > 75% от среднеотраслевой по региону.

Зарплата: > среднего уровня по региону и отрасли.

Социальные показатели: < 10% сотрудников с з/п < МРОТ; отсутствие снижения численности.

Финансовая устойчивость:

  • Коэф. ликвидности > 1.

  • Коэф. автономии > 0,25.

  • Рентабельность активов > 10%

Рассчитать свою налоговую нагрузку. Проанализировать фонд оплаты труда и динамику численности. Рассчитать финансовые коэффициенты по данным бухгалтерской отчетности

Проводить расчеты ежеквартально. Сравнивать с открытыми данными ФНС по отрасли

Форматы выписок (Шаблоны)

1. Стандартный: базовый набор критериев.

2. Дополнительный: под задачи конкретного заказчика (Ростех, Правительство Москвы и др.).

3. Произвольный: самостоятельный выбор критериев из утвержденного списка

Определить цели получения выписки (госзакупки, кредит, сделки). Выбрать подходящий шаблон и подготовиться именно по его критериям

Протестировать формирование выписки через ЛКН в 2025 г.

Процедура получения

Запрос через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

Срок формирования: один рабочий день.

Форматы: PDF, XML с усиленной квалифицированной подписью.

Верификация: через QR-код или на сайте ФНС по ИНН и коду

Обеспечить бесперебойный доступ к ЛКН. Назначить ответственных за отправку запроса и получение выписки

Внутренний регламент работы с выпиской

Оспаривание результатов

Право подать заявление о корректировке через ЛКН в течение 5 рабочих дней с приложением документов. Срок рассмотрения — 5 рабочих дней

Вести архив первичных документов и отчетности для оперативного подтверждения своей позиции

Подготовить типовые шаблоны заявлений на случай оспаривания

Стратегические последствия

Выписка становится цифровым паспортом деловой репутации.

Влияет на:

  • Допуск к госзакупкам.

  • Получение льгот и мер поддержки.

  • Кредитоспособность.

  • Доверие контрагентов

Проактивно использовать положительную выписку как маркетинговый инструмент. Запрашивать выписки у ключевых контрагентов

Включить пункт о предоставлении выписки в договоры как гарантию добросовестности

 


1 Проект приказа «Об утверждении методики проведения анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), порядка, форм (форматов) направления запроса о проведении анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) и порядка, форм (форматов) предоставления результатов проведенного анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя)» сейчас находится на стадии обсуждения.