Мастер-планирование становится важным инструментом преобразования российских городов, объединяя интересы жителей, бизнеса и государства в единую стратегию развития. От Арктики до Дальнего Востока уже стартовали пилотные проекты, демонстрирующие, как комплексный подход создает комфортную среду для жизни и привлекательные условия для инвестиций. О том, как меняются принципы городского развития и какие возможности это открывает для экономики, рассказывает Ирина Пыхтина, старший вице-президент РосДорБанка.
Российские города стоят на пороге масштабной трансформации. Ее катализатором становятся мастер-планы — не просто схемы застройки, а стратегические «дорожные карты», перекраивающие саму ткань городской жизни. Уже сейчас 16 городов Арктики и Дальнего Востока получили федеральные средства на воплощение таких программ. К осени 2025 г. Минстрой и ДОМ.РФ представят 200 уникальных сценариев развития — от очагов исторического наследия до динамичных городов-спутников. Это фундамент нового социального договора, где интересы государства, бизнеса и горожан сплетаются воедино, создавая среду для жизни и открывая горизонты для капиталовложений.
Классическая схема застройки описывает кварталы и дороги. Мастер-план описывает жизнь. Он выстраивает равновесие между тремя полюсами: ожиданиями людей, возможностями казны и компетенциями компаний. Сценарий рождается «снизу»: жители на онлайн-площадках и очных встречах голосуют, где появится сквер, школа или развязка. В Мурманске и на Дальнем Востоке такие «картографии желаний» уже превратились в конкретные объекты.
Компании, включающиеся в разработку мастер-планов на старте, получают приоритет на реализацию ключевых проектов. Так, девелоперы, участвуя в планировании развития территорий, закрепляют за собой право строить жилые кварталы и социальные объекты, согласовав их расположение с жителями и властями.
Дорожно-транспортный сектор: где кроется прорыв?
Дорожное хозяйство — самая большая незакрытая ниша. Девелоперы уже осознали ценность мастер-планирования. Дорожным компаниям предстоит этот путь: транспорт — не отдельная «стройка», а элемент единой системы жизнеобеспечения города. Базовые решения — дороги, развязки, выделенные полосы — должны быть заложены изначально. Пока есть две проблемы:
-
Разобщенность сетей разного уровня — федеральные трассы, региональные артерии и муниципальные улицы проектируются отдельно.
-
Игнорирование потребностей общественного транспорта при освоении новых территорий.
Идею о том, что магистрали должны закладываться до, а не после возведения жилых кварталов, подтверждает и голландский кейс, где синхронное развитие трамвайных линий и жилых районов сокращает логистические издержки в 3,5 раза по сравнению с «навешенными» позже автобусными маршрутами.
Качество жизни: три столпа успешных городов
Анализ реализуемых пилотных проектов, таких как программы на Дальнем Востоке и в Мурманской области, четко обозначил три неразрывных столпа, на которых строится успех мастер-планирования и которые напрямую влияют на привлекательность территории для жителей и инвесторов:
1. Доступные и качественные рабочие места. Это основа экономической жизнеспособности города.
2. Развитая и доступная социальная инфраструктура. Школы, детские сады, поликлиники, культурные объекты должны быть в шаговой доступности.
3. Современное жилье и интегрированная транспортная связанность.
Эти три элемента работают синергично. Например, в арктических поселках, где строительство полноценных поликлиник в каждом пункте нерентабельно, мастер-планы предлагают инновационные решения: фокус на развитие телемедицины и создание мобильных медицинских бригад, базирующихся в опорных городах с хорошей транспортной доступностью. Такой подход позволяет сократить затраты на оказание услуг, сохраняя и даже повышая качество медобслуживания для жителей отдаленных территорий. Это яркий пример того, как мастер-план находит оптимальный баланс между потребностями людей, возможностями бюджета и нишами для частных инвестиций в логистику, связь и специализированный транспорт.
200 новых точек роста: горизонт 2025—2030
К сентябрю 2025 г. будет завершена разработка мастер-планов для 200 российских городов, реализуемая Минстроем и ДОМ.РФ. Проект включает самые разные типы поселений: от малых городов с богатым историческим наследием до активно развивающихся спутников крупных городов. Для бизнеса это открывает новые инвестиционные коридоры: локации с принятой стратегией развития, сопровождаемые профильными штабами, обретают статус зон с прозрачными и стабильными условиями для вложений. Практика мировых лидеров в области планирования (Нидерланды, Сингапур) и удачные старты отечественных пилотов (проекты на Дальнем Востоке, в Мурманской области) наглядно демонстрируют: последовательное применение мастер-планирования как инструмента развития городов и территорий — фундамент для построения прогрессивной, притягательной и экономически устойчивой России.
Мастер-планы — это договор о будущем, где жители получают комфортную среду, бизнес — предсказуемые условия, а Россия — сбалансированное развитие территорий. Мы видим значительный потенциал в финансировании инфраструктурных проектов в рамках этих программ. Ведь когда города становятся лучше, экономика растет естественно — как дерево, посаженное в плодородную почву.