Суд разобрался с тем, является ли увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания дисциплинарным взысканием.
Суть дела
С работником был заключен трудовой договор о дистанционной работе с испытательным сроком три месяца. В течение испытательного срока произошла конфликтная ситуация с работодателем, в результате работник подал заявление об увольнении по собственному желанию, но затем отозвал его.
Непосредственный руководитель неоднократно напоминал работнику о необходимости присутствия на рабочих ежедневных собраниях (созвонах) и о ненормированном рабочем дне. Был составлен акт о том, что работник отсутствовал на рабочем совещании группы, проводимом в режиме видео-конференц-связи по завершении рабочего дня. В объяснениях своего отсутствия работник указал, что присутствовать на собраниях не видит смысла, так как ему не дают высказываться.
Непосредственный руководитель направил руководству компании служебную записку о нарушении работником своих трудовых функций (нерегулярное присутствие на ежедневных мероприятиях, ошибки и недочеты в работе сотрудника, его скорость работы, демонстративное недовольство замечаниями руководителя, нежелание их исправлять, некорректное поведение по отношению к поставленным задачам и другим работникам). В ней он сделал вывод, что работник не справляется с возложенными на него должностными обязанностями, и просил результаты прохождения испытательного срока считать неудовлетворительными.
Созданной работодателем комиссией результаты испытания работника были признаны неудовлетворительными, и он был уволен по ст. 71 ТК РФ с уведомлением об этом за три дня.
Работник посчитал увольнение незаконным и обратился в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на сторону работодателя (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2025 по делу № 88-9640/2025). Отказывая в удовлетворении заявленных работником требований, они исходили из того, что результаты испытания оценивались работодателем в том числе с учетом выполнения работником возложенных на него должностных обязанностей, а также с учетом оценки его деловых качеств, что является исключительной прерогативой работодателя. Фактов злоупотребления работодателем своим правом при проведении оценки деловых и профессиональных качеств работника не установлено.
Они отклонили доводы работника о наличии заинтересованности непосредственного руководителя в его увольнении и предвзятом к нему отношении, как не подтвержденные материалами дела. Также они отклонили доводы работника о несоблюдении работодателем порядка увольнения. Такой порядок работодателем был соблюден, поскольку работник уведомлялся работодателем о непрохождении испытания на соответствие его поручаемой работе и причинах непрохождения, а также о предстоящем расторжении трудового договора в связи с этим. В заключении указаны причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытание, связанные с его профессиональными характеристиками.
Суды указали, что увольнение работника вследствие неудовлетворительного результата испытания, как не связанное с его виновным и противоправным поведением не может признаваться дисциплинарным взысканием, а потому не требует соблюдения установленного законом порядка применения такого рода взысканий.
Отметим, что такой же позиции придерживается Конституционный суд (см. Определение от 28.09.2023 № 2535-О).