Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов на встрече с бизнесом в Ассоциации европейского бизнеса озвучил ключевые инициативы министерства по налоговой повестке — от отсрочки спорного НДС для малого бизнеса до новых правил для инвесторов в ОЭЗ и глобального налога для холдингов. О том, какие решения готовятся, подробнее в нашем материале.
Снижение порога по НДС для УСН: осторожность и отсрочка до 2028 г.
Минфин начнет рассматривать возможность снижения порога по доходам, обязывающего бизнес на упрощенной системе налогообложения (УСН) платить НДС, не ранее 2028 г.
Это решение напрямую связано с данными Правительством РФ обещаниями не вносить системных налоговых изменений как минимум в ближайшие три года.
Основанием для осторожности служит текущая статистика: сегодня НДС платят менее 4% предпринимателей на УСН, и резкое снижение порога может привести к скачкообразному росту этой цифры. Поэтому ведомство настаивает на необходимости предметного анализа последствий любого решения. При этом важно отметить, что Правительство РФ должно выполнить поручение Президента (по итогам встречи с «Деловой Россией») и до 1 декабря 2025 г. проработать корректировку параметров УСН для торговых организаций и ИП, включая как раз возможное снижение порога для НДС и поэтапный отказ от самого УСН.
Конечно, хотелось бы, чтобы бизнес предупреждали о грядущих изменениях за несколько лет для адаптации.
Льготы для новых резидентов ОЭЗ: фокус на эффективность инвестиций с 2026 г.
Минфин готовит изменения для новых резидентов преференциальных режимов (таких как ОЭЗ). Законопроект, направленный на повышение эффективности налоговых льгот и стимулирование реальных инвестиций, планируется принять осенью с датой вступления в силу с 1 января 2026 г.
Суть нововведений заключается в увязке предоставляемых льгот для новых резидентов с объемом их фактических капитальных вложений и расходов на НИОКР.
Кроме того, получение преференций будет строго обусловлено выполнением согласованных с властями контролируемых показателей и своевременной сдачей отчетности.
Важным аспектом законопроекта является расширение полномочий регионов: они смогут сами определять, какие категории налогоплательщиков исключить из-под действия новых правил, устанавливать перечень контролируемых показателей и допустимые пределы их отклонений.
Главная цель предложенных мер — реализовать принцип соразмерности: 1 рубль предоставленных налоговых льгот должен привлекать не менее 1 рубля частных инвестиций в основной капитал или НИОКР, а также дать регионам инструменты для приоритизации отраслей в рамках их социально-экономических стратегий.
Гарантии стабильности для ФИНВ: технические параметры в Налоговый кодекс
Отвечая на запросы бизнеса, Минфин заявил о готовности рассмотреть предложения по расширению гарантий стабильности для федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Ведомство планирует поддержать закрепление в Налоговом кодексе РФ всех технических параметров ФИНВ, которые не затрагивают непосредственно объем предоставляемых льгот.
Pillar 2: минимальный налог для международных холдингов — доработка осенью
В числе приоритетов на осень — доработка законопроекта о введении минимального налога на прибыль в размере 15% для международных холдингов (известного как Pillar 2). Особенность российской реализации заключается в том, что расчет эффективной ставки будет производиться на уровне отдельных компаний, а не консолидированной группы, поскольку понятие «налоговая группа» в российском законодательстве отсутствует.
Минфин подчеркивает намерение довести эту инициативу до конца. При этом ведомство открыто к диалогу: оно готово обсуждать возможные корректировки для международных групп, которые столкнутся с несправедливой нагрузкой (выше 15%) именно из-за отсутствия консолидации, но пока не получило от бизнеса конкретных примеров такой ситуации.
Смягчение последствий приостановки СИДН: продление части норм
Учитывая сохраняющиеся сложности, Минфин прорабатывает вопрос продления действия некоторых норм, смягчающих для бизнеса негативные последствия частичной приостановки соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с 38 странами.
Конкретно по процентным доходам решение уже принято: будут подготовлены поправки о продлении действующих послаблений до 2030 г. По другим, истекающим в 2025 г. мерам дискуссии продолжаются. Минфин ожидает от деловых объединений конкретные бизнес-кейсы, демонстрирующие необходимость их продления.
Пени по налогам: корректировок не предвидится
В ответ на актуальные вопросы о высокой ключевой ставке Минфин заявил, что не планирует в ближайшее время дальнейших корректировок формулы расчета пени по налогам. Обоснованием служит недавнее изменение этого порядка (в прошлом году) и необходимость сначала понять, как новый механизм работает на практике. Изменений в рамках предстоящей осенней сессии парламента не ожидается.
Учет убытков прошлых лет: регионы за продление ограничения
В завершение был затронут вопрос учета убытков прошлых лет. Субъекты РФ выступили с инициативой продлить до 2030 г. действующее ограничение, позволяющее уменьшать текущую налоговую базу не более чем на 50% за счет прошлых убытков.
Этот запрос сейчас обсуждается на федеральном уровне с участием региональных властей.
Позиция Минфина в данном вопросе однозначна: ведомство поддерживает предложение регионов.
