Отказ от вычета НДС из-за мотивированного мнения налоговиков: можно ли требовать с контрагента возмещения убытка?

| статьи | печать

Компания попыталась взыскать с контрагента убыток в виде суммы НДС, от вычета которого ей пришлось отказаться в связи с мотивированным мнением налоговиков в ходе налогового мониторинга, в котором они пришли к выводу об отсутствии у контрагента достаточных материальных и трудовых ресурсов для выполнения заказа.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Постановление АС Московского округа от 05.06.2025 № Ф05-6434/2025 по делу № А40-144809/2024

Истец

АО «РЖДСтрой»

Ответчик

ООО «Проминовация»

 

Суть дела

Компания (заказчик) заключила с контрагентом (переработчик) договор на изготовление продукции из давальческого сырья. Контрагент изготовил продукцию из материалов компании, сторонами были подписаны акты выполненных работ, в которых выделен НДС. Компания оплатила контрагенту стоимость работ, в том числе НДС. Налог она заявила к вычету.

В ходе налогового мониторинга налоговики посчитали, что контрагент не мог изготовить продукцию, поскольку у него нет для этого достаточных материальных и трудовых ресурсов. Соответственно не сформирован источник исчисления НДС. В мотивированном мнении было предложено скорректировать свои налоговые обязательства. Компания подала уточненную декларацию по НДС, уменьшив сумму заявленного вычета.

Договор на изготовление продукции из давальческого сырья содержал условие, что контрагент гарантирует компании ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, не допускает искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, своевременно и в полном объеме уплачивает налоги, сборы и страховые взносы, отражает в налоговой отчетности по НДС все суммы НДС, предъявленные покупателю. И если контрагент нарушит хотя бы одну из этих гарантий, и это повлечет предъявление налоговыми органами требований к компании об уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, пеней, отказ признать расходы для целей налогообложения прибыли или включить НДС в состав налоговых вычетов, контрагент обязуется возместить компании убытки, которые она понесла вследствие таких нарушений.

Ссылаясь на то, что налоговый орган отказал в применении вычетов по взаимоотношениям с контрагентом и последний в силу условий договора обязан возместить имущественные потери, компания обратилась в суд с иском к контрагенту о возмещении убытков, причиненных вследствие отказа налогового органа в вычете НДС.

Решение судов

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Они отметили, что наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила ст. 15 ГК РФ о возмещении убытков. Вместе с тем наличие права на вычет сумм налога исключает уменьшение имущественной сферы лица и, соответственно, применение ст. 15 ГК РФ.

В этой ситуации инспекцией:

  • не установлено фактов налоговых и иных нарушений со стороны контрагента (нарушение им условий договора, в части недостоверности учета или отчетности, неуплаты налогов и т.д.);

  • компании не предъявлялись требования об уплате налога;

  • налоговый орган не отказывал компании в признании расходов для целей налогообложения прибыли, а также не отказывал ей в налоговых вычетах по НДС по операциям с контрагентом.

Налоговая предложила компании добровольно скорректировать свои налоговые обязательства, что не является требованием об уплате налога или отказом в применении налогового вычета. Компания добровольно по своему усмотрению отказалась от применения налоговых вычетов по НДС. Добровольный отказ компании от налогового вычета по НДС и добровольная доплата ей НДС в бюджет не является основанием для взыскания с контрагента каких-либо убытков (потерь).

Компания имела возможность представить пояснения по результатам проверки с опровержением изложенных налоговым органом доводов и реализовать право на доказывание реальности сделок и обоснованности получения налоговых вычетов, что освобождало бы ее от налоговой, административной ответственности. Компания правом не воспользовалась, переложив последствия на контрагента.

Подобное поведение компании, при котором она заявляет о добросовестном поведении контрагента, фактическом и реальном выполнении им спорных работ по договору, и при этом возлагает на него вину в добровольно оплаченной компанией в бюджет сумме, а также обязанность по компенсации произведенной оплаты в целях соблюдения налоговой дисциплины, суды признали противоречивым.

Правила уменьшения сумм налога или их получения из бюджета императивно установлены ст. 171, 172 НК РФ. Лицо, имеющее право на налоговый вычет, должно знать о его наличии, обязано соблюсти все требования законодательства для его получения и не может перелагать риск неполучения соответствующих сумм на своего контрагента, что фактически является для последнего дополнительной публично-правовой санкцией за нарушение частно-правового обязательства.

Суды отвергли ссылку компании на то, что мотивированное мнение налогового органа является обязательным к исполнению. Они указали, что мотивированное мнение не является решением о привлечении к ответственности, носит разъяснительный характер и отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Неисполнение мотивированного мнения не влечет каких-либо последствий в виде привлечения к ответственности и фактически является предложением налогоплательщику добровольно скорректировать свои налоговые обязательства без назначения штрафов и пеней.

Судебная практика

В некоторых ситуациях компаниям удается взыскать с контрагента НДС в качестве ущерба.

Так, тот же АС Московского округа в постановлении от 10.07.2024 № Ф05-10409/2024 по делу № А40-115472/2023 взыскал с подрядчика ущерб в виде суммы НДС, которую заказчик не смог принять к вычету из-за аннулирования подрядчиком декларации по НДС, подписанной неустановленным лицом.

Компания посчитала, что, поскольку подрядчиком не был отражен НДС при реализации, она утратила возможность принять сумму уплаченного НДС к вычету, что является ущербом заказчика вследствие ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем. Суд пришел к выводу, что допущенные подрядчиком нарушения при исполнении договора обусловили невозможность реализации права на вычет НДС у заказчика, что указывает на причинно-следственную связь между недобросовестным поведением подрядчика и причинением ущерба компании в размере уплаченного НДС. Компания в связи с действиями подрядчика была лишена возможности получить налоговый вычет по НДС. Таким образом, требование компании о взыскании убытков является законным, соответствует условиям договора и подлежит удовлетворению в полном объеме. Подробнее об этом деле см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 30, 2024.