Суды разошлись во мнениях по поводу правомерности увольнения по п. 2 ст. 77 ТК РФ работницы, которая до расторжения срочного трудового договора не заявила о его продлении в связи с беременностью и не представила справку о беременности.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2025 № 88-10074/2025 |
Истец |
Работница |
|
Ответчик |
АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий» |
Суть дела
Работница трудилась в образовательном учреждении по срочному трудовому договору. С 27 февраля 2023 г. она наблюдалась в женской консультации по поводу беременности.
Срок трудового договора истекал 30 июня 2023 г. Работодатель заблаговременно уведомил работницу об этом и о расторжении трудового договора. 30 июня 2023 г. она была уволена по п. 2 ст. 77 ТК РФ.
Работница посчитала увольнение незаконным. По ее мнению, срок действия трудового договора подлежал продлению до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии со ст. 261 ТК РФ. Она обратилась в суд с требованием признать увольнение незаконным, изменить дату увольнения с 30 июня 2023 г. на 16 января 2024 г., взыскать с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Решения судов
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных работницей требований отказал.
Он сослался на положения ст. 332 ТК РФ, согласно которым заключение срочного трудового договора на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, а также продление действия срочного трудового договора возможно в случае избрания лица, претендующего на замещение должности научно-педагогического работника, по конкурсу. Таким образом, без прохождения работницей процедуры конкурсного отбора на должность старшего преподавателя кафедры управления социальными и экономическими процессами у работодателя отсутствовала обязанность продлить с ней срок трудового договора на период беременности, отпуска по беременности и родам.
Кроме того, суд первой инстанции не усмотрел в действиях работодателя нарушения ст. 261 ТК РФ, поскольку работница не уведомила его о своей беременности, не заявила в письменной форме о желании продлить срок трудового договора.
Апелляционный суд с позицией суда первой инстанции не согласился. Он указал, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у работодателя оснований для продления действия срочного трудового договора с работницей по причине непрохождения ею процедуры избрания на замещение должности научно-педагогического работника по конкурсу является не основанным на нормах права. Исходя из положений ТК РФ, разъяснений в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2014 № 1, беременная женщина, работающая по срочному трудовому договору, должна быть уволена, если такой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, и ее невозможно перевести до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу.
Статья 261 ТК РФ связывает обязанность работодателя в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины продлить срок действия трудового договора до окончания беременности с наличием письменного заявления женщины и представлением соответствующей медицинской справки. Как указал Конституционный суд РФ, такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса в определении интересов сторон трудового договора и не может расцениваться как нарушающее права работников (Определение от 29.09.2016 № 1842-О).
Работница не скрывала от работодателя факт своей беременности. Из ее переписки с непосредственным руководителем следует, что последней о беременности работницы было известно за полгода до окончания срока трудового договора. По причине нетрудоспособности (с 7 июня по 6 июля 2023 г.) у работницы отсутствовала возможность до окончания срока трудового договора (30 июня 2023 г.) представить работодателю письменное заявление о его продлении и справку о беременности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что работодатель не разъяснил работнице право на продление срока трудового договора на основании ст. 261 ТК РФ, а также до дня издания приказа об увольнении не принял меры к установлению воли работницы на продление трудовых отношений.
Суд апелляционной инстанции требования работницы удовлетворил. Кассационный суд позицию суда апелляционной инстанции поддержал и указал, что довод об отсутствии вины работодателя в прекращении трудовых отношений, поскольку работница уведомила о беременности только после истечения срока трудового договора, не свидетельствует о принятии судом апелляционной инстанции незаконного решения. Факт неуведомления работодателя о беременности и отсутствие заявления не могут быть квалифицированы как злоупотребление правом и не влекут отказа работнице в защите ее прав, гарантированных ст. 261 ТК РФ, поскольку обратная позиция вошла бы в противоречие с положениями Конституции РФ.
Как складывается судебная практика
Анализ судебной практики показывает, что у судов нет единого мнения по вопросу увольнения беременной работницы по истечении срока трудового договора, если от нее не поступало заявления о его продлении и справки о беременности.
Верховный суд Республики Коми в Апелляционном определении от 28.05.2018 по делу № 33-3098/2018 пришел к выводу, что, если беременная сотрудница на момент увольнения не подавала заявление о продлении срочного трудового договора и не представила справку о своей беременности, работодатель вправе ее уволить. Такая же позиция изложена в апелляционых определениях Нижегородского областного суда от 20.06.2017 по делу № 33-5859/2017 и Саратовского областного суда от 09.07.2015 по делу № 33-4048.
Мурманский областной суд занял иную позицию. В апелляционном определении от 07.06.2017 по делу № 33-1652/2017 он указал, что увольнение в период беременности по истечении срока трудового договора является неправомерным. Реализация ст. 261 ТК РФ в этом случае не зависит от осведомленности работодателя о факте беременности работницы на момент принятия решения об увольнении. Такая же позиция изложена в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.01.2017 по делу № 33-0880/2017.
Что делать
Учитывая противоречивую судебную практику, работодатель, чтобы обезопасить себя от возможных судебных разбирательств, перед истечением срока трудового договора должен информировать под подпись работницу о том, что если она беременна, то у нее есть право на продление срока действия трудового договора в соответствии со ст. 261 ТК РФ. Но для этого нужно представить письменное заявление о продлении и справку о беременности.