Минфин ужесточает правила работы таможенных органов: что ждет бизнес?

| статьи | печать

Минфин РФ вынес на обсуждение законопроект, призванный кодифицировать разрозненные нормы о службе в таможенных органах в единый акт. Второй по счету проект (после неудавшегося в 2022 г.) не только систематизирует положения действующих федеральных законов № 289-ФЗ и № 114-ФЗ, но и вводит ряд новых требований к сотрудникам ФТС, включая жесткие ограничения на использование электронных устройств с функцией записи и передачи данных на рабочем месте и запрет на раскрытие принадлежности к службе в интернете. Опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты оценивают потенциальное влияние нововведений, направленных на борьбу с коррупцией и повышение управляемости, на бизнес неоднозначно.

Комментарий эксперта

Предложенный Минфином законопроект — вторая попытка. В первый раз вариант законопроекта, представленный в 2022 г., так и не был принят (проект ID: 132948). За прошедшие два с лишним года текст проекта претерпел изменения — в него включили новые положения, учитывающие актуальные вызовы, с которыми сталкиваются таможенные службы.

А именно, Минфин предлагает расширить полномочия сотрудников таможенных органов. В частности, в проекте детализированы их права при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, порядок и последствия применения оружия и пр.

В целом же законопроект систематизирует и упорядочивает основы работы в таможенных органах, права и обязанности сотрудников, которые сейчас содержатся в нескольких нормативно-правовых актах. Также им вводится обязательное прохождение сотрудниками таможенных органов диспансеризации, а при замещении должностей, включенных в перечень, который будет отдельно утвержден ФТС, — также психофизиологического исследования, тестирования.

Помимо этого, предлагается установить запрет должностным лицам таможенных органов, перечень должностей которых будет утвержден ФТС, при исполнении своих должностных обязанностей на использование гаджетов с возможностью записи и передачи данных (включая геолокацию).

На первый взгляд, инициатива не вносит радикальных новшеств в правила работы участников ВЭД. Однако косвенные последствия все же возможны:

  • ужесточение контроля над сотрудниками может сделать их менее лояльными к импортерам и экспортерам — там, где раньше можно было обсудить вопрос с сотрудником таможни, теперь придется строго следовать процедурам даже в ситуации, которая не является однозначной;

  • новые требования к таможенникам (например, запрет на гаджеты) способны замедлить процесс оформления грузов;

  • усиление полномочий сотрудников и борьба с коррупцией могут привести к более пристальному вниманию к участникам ВЭД, особенно малому и среднему бизнесу.

Законопроект продолжает тренд на формализацию работы таможенных органов. Бизнесу стоит готовиться к меньшей вариативности в общении с инспекторами и более строгому соблюдению регламентов.

Комментарий эксперта

Положения законопроекта сущностно дублируют положения Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся основных вопросов деятельности таможенных органов.

Минфин выносит в отдельный законопроект основы работы таможенных органов, ранее закрепленных в указанном федеральном законе, и детализирует условия такой работы и требования, предъявляемые к сотрудникам Федеральной таможенной службы.

Положения законопроекта включают в себя переработанные статьи на сегодняшний день еще действующего Федерального закона от 21.07.97 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

В частности, в нем устанавливаются новые требования: запрет сотрудникам таможенных органов на размещение в интернете информации, позволяющей раскрыть принадлежность лица к таможенным органам, а также иметь при исполнении должностных обязанностей технические средства, которые предоставляют возможность распространять и передавать различные виды данных.

Минфин закрепляет основы порядка обращения с информацией, получаемой сотрудниками в рамках своей деятельности, что фактически подразумевает под собой начало формирования особого информационного режима. Так, законопроект ограничивает должностных лиц таможенных органов в передаче третьим лицам информации в целях, которые прямо не предусмотрены Таможенным кодексом ЕАЭС и иными нормативно-правовыми актами.

В случае принятия законопроекта в целях конкретизации пределов соблюдения сотрудниками обязанности по неразглашению информации Федеральной таможенной службой будет дополнительно разработан перечень и порядок обращения служебной информации, используемой таможенными органами. Представляется, что под информацией, распространение которой в общем случае запрещено, прежде всего понимается та информация, которая может быть признана государственной тайной.

Законопроект осмысливает и целостно пересматривает правовые и организационные основы как деятельности таможенных органов в общем, так и прохождения службы в таможенных органах в частности.

Иными словами, проект регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов и кандидатов на службу, в связи с чем предлагаемые Минфином положения, на наш взгляд, прямо не будут оказывать существенного влияния на бизнес и его взаимодействие с таможенными органами.

Комментарий эксперта

Включение в проект ряда положений, ранее установленных Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, свидетельствует о стремлении к более четкому определению задач, функций и полномочий таможенных органов, а также об улучшении их взаимодействия с другими государственными структурами.

Одним из ключевых аспектов проекта является регламентация информирования о деятельности таможенных органов и контроль за их работой. Это может значительно повысить уровень прозрачности в работе таможни, что, в свою очередь, создаст более предсказуемые условия для бизнеса. Установление режимных требований на элементах таможенной инфраструктуры также может способствовать упрощению процедур и снижению административных барьеров для участников внешнеэкономической деятельности.

Однако проект содержит и ряд ограничений, которые могут повлиять на бизнес-среду. Например, запреты на использование электронных устройств и размещение информации о служебной деятельности в интернете могут ограничить возможности должностных лиц по обмену информацией и взаимодействию с бизнесом. Это может привести к затруднениям в оперативном решении вопросов, связанных с таможенным контролем и оформлением грузов.

Проект также акцентирует внимание на социальных гарантиях для сотрудников таможенных органов, что может улучшить условия труда и повысить мотивацию работников. Это, в свою очередь, может привести к более высокому качеству обслуживания со стороны таможенных органов, что положительно скажется на бизнесе.

Однако необходимо учитывать, что изменения в законодательстве могут потребовать от бизнеса дополнительных инвестиций в адаптацию к новым условиям. Например, компании могут столкнуться с необходимостью пересмотра своих логистических процессов или увеличения расходов на обучение сотрудников, чтобы соответствовать новым требованиям.

В целом проект представляет собой шаг к модернизации и оптимизации работы таможенных органов. Однако его реализация потребует комплексного подхода со стороны бизнеса для минимизации возможных негативных последствий и максимального использования новых возможностей, которые открываются в результате изменений. Важно, чтобы бизнес-сообщество активно участвовало в обсуждении этих инициатив, чтобы обеспечить баланс между эффективностью работы таможенных органов и интересами предпринимателей.

Комментарий эксперта

Как следует из пояснительной записки, подготовка законопроекта обусловлена сложившейся практикой правового регулирования основ деятельности государственных органов, а именно такое регулирование осуществляется специальными законами. Необходимость переработки нормативных актов в этой сфере обусловлена «имеющимися пробелами в правовом регулировании прохождения службы в таможенных органах, которые создают трудности в реализации функций, возложенных на таможенные органы».

В настоящее время отдельные положения, определяющие статус таможенных органов и их должностных лиц, содержатся в двух федеральных законах:

  • в главах 45—48 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ);

  • в Федеральном законе от 21.07.97 № 114-ФЗ.

Законопроект призван соединить нормы, регулирующие правовое положение таможенных органов, в одном нормативном акте. В связи с этим он дублирует большую часть норм указанных федеральных законов (следовательно, по всей видимости, изменения должны будут коснуться и этих законов).

Помимо систематизации существующих норм, законопроект предусматривает некоторые нововведения. Так, для ряда должностей таможенных органов вводится запрет при исполнении должностных обязанностей иметь при себе «электронные изделия (приборы, технические средства), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием интернета распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации», то есть смартфоны и иные подобные устройства.

Предусмотрены и иные положения, связанные с прохождением службы в таможенных органах:

  • обязанность сотрудников таможенных органов проходить психофизиологическое исследование (тестирование) и проверку уровня физической подготовки;

  • возможность ротации сотрудников таможенных органов на иные равнозначные должности сотрудника таможенного органа по перечню должностей каждые пять лет и др.