
В условиях снижения цен на нефть главный финансовый документ страны было решено скорректировать и пойти на увеличение дефицита с 0,5% ВВП до 1,7%. Законопроект Госдума приняла в первом чтении. Однако все обязательства по бюджету будут выполнены в любом случае, даже в случае принятия новых пакетов санкций. В этом заверил министр финансов Антон Силуанов. Также глава Минфина пообещал, что серьезных изменений в налоговом законодательстве РФ в ближайшие годы не будет, в том числе для богатых. Об этих и других планах — в материале «ЭЖ».
Госдума одобрила в первом чтении поправки в федеральный бюджет на текущий год. Согласно изменениям, доходы бюджета снизились на 1,79 трлн руб., а дефицит, в свою очередь, увеличился на 2,62 трлн руб., до 1,7% ВВП. А. Силуанов, который выступил докладчиком по проекту, заверил, что подготовленные поправки в бюджет учитывают выполнение обязательств государства в условиях корректировки доходов. Согласно поправкам, доходы бюджета в 2025 г. составят 38,5 трлн руб. (в принятом ранее законе о бюджете фигурировала цифра 40,3 трлн руб.).
«Значительная часть поправок, которые мы сейчас приняли в первом чтении в бюджет текущего года, носит социальный характер», — заявил министр. По его словам, в изменения вошли зарплаты работникам бюджетной сферы, дополнительные средства на обеспечение обязательств по ипотеке, в том числе семейной. А. Силуанов уточнил, что поправки также распространяются на материнский капитал.
По словам министра, объем ненефтегазовых доходов возрастет на 829 млрд и составит более 30 трлн руб. Такой рост ожидается в основном за счет поступлений от внутренних акцизов, налогов и неналоговых платежей. «Поступают дополнительные доходы от ввозных пошлин на ряд сельхозкультур, которые в соответствии с нашим порядком направляются целевым образом на поддержку предприятий агропромышленного комплекса», — привел пример А. Силуанов, уточнив, что в 2025 г. сумма этой прибавки составит 16 млрд руб.
Корректировки бюджета предусматривают индексацию зарплат работников бюджетной сферы в 2025 г. на 16,8% против запланированного уровня в 13,2%, сообщил А. Силуанов.
На эти цели предусмотрено около 130 млрд руб., почти 280 млрд руб. — на обеспечение обязательств по льготной ипотеке, а также 50 млрд руб. — на поддержку предпринимателей в рамках «Фабрики проектного финансирования» и более 55 млрд руб. — на субсидирование процентных ставок по кредитам для агропрома.
Богатые тоже платят
Выступая в Госдуме, А. Силуанов заступился за богатых в вопросе повышения налогов. По его словам, серьезных изменений в налоговом законодательстве РФ в ближайшие годы не будет, в том числе для богатых — они тоже платят налог на доходы физических лиц.
Министр напомнил, что это уже обсуждалось во время подготовки поправок в налоговое законодательство, и тогда данный вопрос не был поддержан, так как это привело бы к серьезному изменению налогового порядка.
«Мы договорились, что в ближайшие годы менять достигнутые договоренности не будем, поэтому не могу согласиться с предложением об увеличении уровня налоговых изъятий у банков и у богатых людей», — заявил А. Силуанов. Он отметил, что если «перегнуть планку», то будет больше стимулов «уходить в другие инструменты». Глава Минфина подчеркнул, что в настоящее время банкам важна прибыль для их капитализации, чтобы они могли выдавать кредиты.
Нефтяное отсечение: рубить нельзя оставить
Глава Минфина предложил депутатам пересмотреть цену отсечения по бюджетному правилу при подготовке проекта бюджета на следующую трехлетку. Он заявил, что необходимо подумать о том, соответствует ли текущая базовая цена в 60 долл. за баррель современным уровням, позволяющим обеспечить не только сохранение, но и пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ).
А. Силуанов отметил, что в рамках подготовки бюджетной политики совместно с депутатами Госдумы будут обсуждаться вопросы как базовой цены, так и пополнения ФНБ, что тесно связано с общим балансом бюджета. Он признал, что вопрос непростой, но подчеркнул, что решение будет приниматься совместно с депутатами в ходе обсуждения бюджета на предстоящую трехлетку.
Министр подчеркнул, что в текущих условиях, когда рыночная цена на нефть находится ниже установленной цены отсечения, необходимо крайне аккуратно относиться к новым расходам за счет средств ФНБ. Он напомнил, что на 2025 г. уже запланировано использование средств фонда в объеме 447 млрд руб., поскольку цена на нефть в некоторых случаях опускалась ниже базового уровня в 60 долл. за баррель.
Позже, в беседе с журналистами, А. Силуанов уточнил, что речь не идет о немедленном принятии решения о корректировке цены отсечения, однако задуматься об этом необходимо для сохранения фонда. Он пояснил, что для сохранения и приумножения ФНБ нужно ориентироваться на новые ценовые параметры стоимости энергоресурсов на рынках. Министр добавил, что, хотя правительство пока не имеет готовых решений по этому вопросу и не намерено принимать их завтра, задуматься об этом необходимо.
Ранее, в конце апреля, А. Силуанов уже высказывал мнение, что текущая цена отсечения в 60 долл. за баррель нефти по бюджетному правилу, вероятно, перестала отвечать современным вызовам. Тогда он отмечал необходимость настройки бюджетного правила для минимизации внешних рисков и доведения ликвидных активов ФНБ до уровня, обеспечивающего трехлетнее бесперебойное финансирование расходных обязательств в случае стрессового развития ситуации на нефтяном рынке. Однако в начале мая министр сообщал, что предложения об изменении цены отсечения не будут вноситься при подготовке проекта бюджета на 2026—2028 гг.
Банк России, в свою очередь, рассматривает возможное снижение цены отсечения в бюджетном правиле как потенциальный дополнительный дезинфляционный фактор. Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина, комментируя ситуацию в конце апреля, заявила, что Министерство финансов отмечает возможную потребность в корректировке бюджетного правила с учетом складывающейся конъюнктуры на мировых рынках. Она подтвердила, что снижение цены отсечения по нефти может оказать дезинфляционный эффект.
Нефть: планы на будущее
Заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак в среду провел 39-ю министерскую встречу стран ОПЕК и не-ОПЕК, а также 60-е заседание совместного министерского мониторингового комитета стран ОПЕК+. На встрече обсуждались традиционные вопросы: текущее состояние мирового нефтяного рынка, прогнозы и возможные корректировки.
По итогу участники сделки подтвердили свою приверженность следованию положениям Декларации о сотрудничестве, которая была подписана 10 декабря 2016 г. Они также подтвердили договоренности по общему уровню добычи сырой нефти до конца 2026 г.
Совместный министерский мониторинговый комитет при содействии секретариата ОПЕК продолжит осуществлять анализ условий на мировом нефтяном рынке, а также уровней соответствия добычи нефти участниками сделки установленным для них квотам. Участники встречи подтвердили важность полного соблюдения всех договоренностей в рамках сделки ОПЕК+ и выразили приверженность условиям компенсации возможного перепроизводства нефти.
По результатам заседания секретариату ОПЕК было поручено разработать механизм оценки максимальных устойчивых производственных мощностей стран — участниц сделки. Данная оценка будет использоваться в качестве справочного материала для определения уровней производства нефти в 2027 г. для всех стран, участвующих в соглашении.
Не исключается, что более важной может оказаться встреча, намеченная на субботу. На ней соберутся только восемь стран, осуществляющих добровольные сокращения добычи нефти — Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман. Сообщалось, что на этом заседании «восьмерка» ОПЕК+ может принять решение об увеличении добычи в июле на 411 тыс. баррелей в сутки, по аналогии с решениями, принятыми в отношении мая и июня.
Напомним, что ОПЕК+ в рамках соглашения устанавливает квоты на добычу нефти для своих участников. На 2024 г. суммарный предельный уровень добычи составлял приблизительно 39 млн 425 тыс. баррелей в сутки. Ряд стран ОПЕК+, включая Россию, добровольно сокращали добычу нефти сверх установленных квот. Цены на нефть перед началом встречи демонстрировали незначительный рост, превысив уровень 64,4 долл. за баррель нефти марки Brent.
В целом котировки нефти демонстрируют снижение с начала года. В апреле цена на нефть упала до четырехлетнего минимума, опустившись ниже 60 долл. США за баррель. Это падение последовало после заявления ОПЕК+ об ускорении роста добычи в мае, а также на фоне опасений относительно слабости мировой экономики, вызванных тарифными мерами президента США Дональда Трампа. С того времени цена восстановилась до уровня приблизительно 65 долл. США.
К сведению
Почему понадобилась корректировка
По мнению опрошенных «ЭЖ» экспертов, корректировка действующего бюджета на этот год в середине его исполнения вполне соответствует логике происходящего и не должна вызвать панических настроений. Тем более, что примерно таким же дефицит был и в прошлом году — 3,5 трлн руб., или те же 1,7% ВВП.
Основные проблемы у бюджета-2025, по сути, только с нефтегазовыми доходами. А вот основная, ненефтегазовая часть доходов бюджета в этом году вполне стабильна и даже прирастает.
Что же касается вопроса снижения цены отсечения по бюджетному правилу, то он напрямую связан со снижением прогноза средней стоимости российской нефти в этом году, а также с корректировкой курса рубля в сторону его усиления, поскольку сильный рубль снижает доходы экспортеров и их налоговые отчисления.
Именно это и подняло новую волну разговоров о необходимости снижать цену отсечения. Таким образом в правительстве намерены сделать расходную часть бюджета менее зависимой от цены на нефть и больше откладывать «в кубышку». При этом корректировать этот важнейший параметр власти на скорую руку менять не стали, поскольку это подразумевает более жесткий подход к расходной части бюджета. В данный момент времени, с учетом внешнеполитической и экономической ситуации, подобное решение может оказаться поспешным.