
Минэкономики представило два сценария развития экономики России на 2026—2028 гг. Оба варианта подчеркивают необходимость адаптации России к новой реальности глобальной «неравновесной» экономики. Базовый прогноз дает ориентир для умеренного роста, но консервативный вариант напоминает о хрупкости восстановления: падение нефтяных цен, санкции и торговые конфликты могут резко замедлить ВВП. Ключевыми факторами станут способность бизнеса перестраивать экспортные цепочки и баланс между жесткой монетарной политикой и поддержкой стратегических отраслей.
Министерство экономики представило два варианта среднесрочного прогноза на 2026—2028 гг. Базовый сценарий, признанный наиболее вероятным, предполагает постепенное восстановление экономики, тогда как консервативный учитывает риски эскалации торговых конфликтов, снижения мирового спроса на энергоресурсы, падения цен на нефть и задержек в смягчении денежно-кредитной политики. В базовой версии рост ВВП в 2025 г. прогнозируется на уровне 2,5%, инфляция — 7,6%, а средний курс рубля — 94,3 руб./долл. Консервативный вариант предусматривает более скромные показатели: ВВП — 1,8%, инфляция составит 8,2%, а курс рубля — 96,6 руб./долл.
Основные параметры базового сценария
Согласно базовому прогнозу, после роста ВВП на 4,3% в 2024 г. темпы замедлятся до 2,5% в 2025-м, а в 2026—2028 гг. составят 2,4, 2,8 и 3% соответственно. Это связано с ожидаемым снижением внутреннего спроса: оборот розничной торговли, услуг и общепита увеличится на 5,9% (против 6,4% в 2024-м), промышленное производство вырастет на 2,6% (после 4,6%), а инвестиции — на 1,7% (сравните с 7,4% в предыдущем году). Инфляция постепенно снизится с 9,5% в 2024-м до 7,6% в 2025-м и до 4% в 2026-м.
Переориентация внешней торговли и экспортные перспективы
Внешнеэкономическая политика будет сосредоточена на укреплении связей с нейтральными и дружественными странами, особенно в Азии. Восстановление экспорта ожидается за счет формирования новых логистических и производственных цепочек.
При этом нефтегазовый экспорт в 2025 г. сократится на 1,3% (после роста на 2,9% в 2024-м) при цене на нефть Brent в 68 долл. за баррель и Urals — 56 долл. за баррель. Ненефтегазовый сектор, напротив, покажет рост на 6,1%. Курс рубля в базовом сценарии постепенно ослабеет: до 100,2 руб./долл. в 2026 г., 103,5 руб./долл. в 2026 г., 103,5 руб./долл. в 2027 г. и 106 руб./долл. в 2028 г.
Риски и вызовы для базового прогноза
Среди внутренних рисков Минэкономики выделяет дисбаланс спроса и предложения, угрозу роста импорта в секторах с потенциалом для развития отечественного производства, а также задержки в смягчении денежно-кредитной политики. Внешние вызовы включают эскалацию торговых войн, замедление мировой экономики (прежде всего, в Китае) и ужесточение санкций, что может снизить спрос на российский экспорт.
Консервативный сценарий: учет рисков
Реализация указанных рисков отражена в консервативном прогнозе. Согласно ему рост ВВП в 2025 г. составит 1,8%, а в 2026-м замедлится до 1,2%. Восстановление до 2,3 и 2,9% ожидается лишь в 2027—2028 гг. Сценарий предполагает снижение цены на Brent до 58,1 долл. за баррель, а Urals — до 48,8 долл. за баррель, что приведет к сокращению экспорта и ослаблению рубля до 96,6 руб./долл. уже в 2025 г. Инфляция достигнет 8,2%, вынуждая дольше сохранять жесткую денежно-кредитную политику, что замедлит инвестиционную (рост всего 0,8%) и потребительскую активность. Промышленное производство увеличится лишь на 2%, что на 0,6 п.п. ниже базового прогноза.
Оба сценария служат основой для формирования бюджетной стратегии, позволяя гибко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры.
Контекст торговой войны и ее глобальные последствия
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования подготовили аналитический материал «О некоторых параметрах среднесрочного прогноза в условиях глобальной торговой войны». Из него следует, что инициированные США тарифные меры против Китая и ответные действия КНР, хотя и не направлены напрямую против России, способны оказать значительное опосредованное влияние на ее экономику. Стоит отметить, что пока США приостановили действие масштабных импортных пошлин для широкого круга стран (кроме пошлин на сталь, алюминий и автомобили) и ведут переговоры с торговыми партнерами. Целью этих переговоров может быть как устранение барьеров для американского экспорта, так и сокращение объемов торговли стран с Китаем для подрыва роли последнего на мировом рынке.
Что касается тарифных мер, то цель администрации Дональда Трампа — ликвидация «двойного дефицита» (торгового баланса и бюджета) — достигается через структурную перестройку американской экономики. Однако краткосрочные последствия включают инфляционный шок и локальный спад из-за удорожания промышленного импорта, включая китайские комплектующие и электронные компоненты, критически важные для производственных цепочек.
Китай, в свою очередь, столкнулся с тарифной войной в период внутреннего структурного кризиса. Перегруженность долгами (свыше 300% ВВП), замедление роста традиционных отраслей и необходимость перехода к высокотехнологичным производствам создают «окно уязвимости». Ограничение доступа китайских товаров на рынок США усиливает риски масштабного экономического кризиса в КНР, который может распространиться на страны, интегрированные в глобальные цепочки поставок.
Снижение темпов мировой экономики и последствия для России
Из-за торговой войны темпы роста мирового ВВП в 2025 г. могут снизиться на 0,5—0,6 п.п., в 2026-м — на 0,3 п.п. Для России это означает:
-
Сокращение экспорта инвестиционных товаров (металлы, оборудование) из-за снижения спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
-
Давление на рынок энергоносителей, где ключевую роль играют цены на нефть.
Динамика нефтяных цен: противоречивые факторы
Аналитики прогнозируют снижение стоимости нефти Urals на 9—10 долл. за баррель в 2025 г. на 5—6 долл. в 2026 г. и на 2 долл. в 2027 г. относительно докризисных ожиданий (в феврале ожидалось, соответственно, 70 долл. за баррель в среднем на 2025 г., 69 — на 2026 г. и 68 — на 2027 г.).
Однако этому противостоят:
-
Санкции против Ирана и геополитические риски на Ближнем Востоке.
-
Давление США на ОПЕК+ с целью увеличения добычи для снижения цен, что соответствует предвыборной программе Трампа.
Отметим, что «дешевая нефть» является ключевым элементом предвыборной программы Д. Трампа — и с точки зрения снижения издержек компаний, и с точки зрения социальных обязательств перед населением. Кроме всего прочего, в рамках политики реиндустриализации США поставлена цель агрессивной экспансии США на рынках традиционных энергоносителей — другое дело, что быстрое ее достижение под вопросом. А «стоимость галлона» бензина является ключевым фактором социальной стабильности (почти таким же, как уровень безработицы).
Адаптация российского экспорта углеводородов
Как ожидается, ради поддержания высокого денежного потока российские нефтяные компании будут максимально поддерживать вывоз нефти и нефтепродуктов — даже в условиях усиления конкуренции на «стоящих» рынках, прогнозируют аналитики ЦМАКП. В результате в первый год «мировой торговой войны» (2025 г.) экспорт нефти и нефтепродуктов снижается всего на 3 млн т против «февральских» оценок (и то исключительно за счет нефтепродуктов, где рынок максимально быстро реагирует на изменение спроса). Дополнительный фактор, по всей видимости, заключается в том, что США не смогут быстро и сильно нарастить объем добычи нефти, так как это требует больших капитальных ресурсов, а при низких ценах и довольно высоких кредитных ставках это становится нерентабельным.
Затем, по мере адаптации производителей (усиления конкуренции на рынках стран — партнеров России в новых условиях), масштабы экспорта углеводородов снижаются, по оценке, на 8—10 млн т (из них 5 млн т нефти) в 2026 г. и на 4—5 млн т в 2027 г.
Что касается экспорта нефти и нефтепродуктов, то в отсутствие открытых данных об экспорте отдельных видов товаров соответствующие оценки как за 2024 г., так и за 2025—2028 гг. имеют сугубо экспертный характер.
Экспорт газа определяется более длительными контрактами и снизится на 1 млрд кубометров в 2025 г. и порядка 2 млрд кубометров в 2026 г.
Финансовые риски: курс рубля и инфляция
Главная угроза для России, констатируют аналитики ЦМАКП, — это дисбаланс торгового счета из-за роста китайского экспорта на внутренний рынок. Это может спровоцировать резкие колебания курса рубля:
-
После переукрепления в апреле 2025 г. возможен обвал до уровня 110—113 руб./долл. к 2026—2027 гг.
-
Ослабление валюты, вместе с инфляцией (7,0—7,5% в 2025 г.), усилит давление на потребительские цены.
Ужесточение процентной политики ЦБ РФ на этом фоне, в сочетании с падением экспортных доходов, способно привести к технической рецессии. Прогнозируемый рост ВВП в 2025 г. — всего 1,0—1,3%, в 2026—2028 гг. — 1,5—2,0%. Инвестиционная активность замедлится до 1,5%, что сместит фокус негативных эффектов на отрасли, зависимые от внешнего спроса.
Структурные сдвиги и долгосрочные вызовы
Торговая война активизирует структурные изменения как в глобальной, так и в российской экономике:
-
Для мира: перестройка цепочек поставок, усиление роли региональных рынков.
-
Для России: ускорение диверсификации экспорта и поиск новых рынков сбыта, особенно в условиях конкуренции с китайскими товарами.
Риски стагнации в РФ будут определяться способностью компаний адаптироваться к ужесточению конкуренции и снижению цен на энергоносители. При этом ключевым фактором останется баланс между мерами ЦБ (процентная политика) и государственной поддержкой экспортно-ориентированных секторов.
Таким образом, среднесрочный прогноз для России связан с необходимостью адаптации к новым условиям глобальной «неравновесной» экономики, где торговые конфликты становятся катализатором долгосрочных трансформаций, заключают эксперты ЦМАКП.