Нефть и уголь – 2050: в кабмине обсудили планы развития отраслей

| статьи | печать

Нефтяная промышленность сохраняет роль важнейшего сектора экономики России, формируя свыше 10% ВВП и около 20% бюджетных доходов. Эти показатели были представлены на стратегической сессии по развитию нефтяной и угольной отраслей до 2050 г. под председательством премьер-министра Михаила Мишустина. В условиях глобальной трансформации энергетического сектора и усиления ограничительных мер перед отраслью стоят задачи сохранения конкурентоспособности на мировых рынках и обеспечения устойчивого энергоснабжения национальной экономики.

По словам М. Мишустина, несмотря на внешние вызовы, Россия удерживает около 10% мирового нефтяного рынка и координирует действия с партнерами по ОПЕК+ для стабилизации цен. Главной задачей остается обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами по стабильным ценам. Для этого необходимо развивать новые месторождения в Арктике и Восточной Сибири, углублять переработку сырья с акцентом на высокомаржинальные нефтехимические продукты, а также инвестировать в разработку технологий для трудноизвлекаемых запасов.

Объем ежегодных инвестиций в отрасль превышает 5 трлн руб., что не только способствует модернизации производства, но и оказывает мультипликативный эффект на смежные сектора экономики. В рамках нацпроекта «Новые атомные и энергетические технологии» правительство намерено усилить поддержку отечественных разработок для ТЭК.

Это включает внедрение инновационных решений, развитие инфраструктуры и логистики, а также стимулирование частных инвестиций.

Несмотря на глобальный энергопереход, угольная отрасль продолжает демонстрировать устойчивый рост. За последние 25 лет мировое потребление угля увеличилось на 80%. Как ожидают в кабмине, спрос на него продолжится, в первую очередь, за счет использования в металлургической промышленности. «Запасы собственных ресурсов у других стран, в том числе государств Юго-Восточной Азии, не так велики», — обратил внимание М. Мишустин.

Он подчеркнул, что это открывает хорошие возможности для наращивания своих поставок на ключевые внешние рынки. Чтобы ими в полной мере воспользоваться, нужно решить ряд непростых задач в сфере логистики и снижения затрат компаний на транспортировку угля. В частности, продолжить увеличение провозной способности и перевозок по Восточному полигону железных дорог. А это не только строительство новой инфраструктуры, но и производство достаточного количества мощных локомотивов и инновационных — более грузоподъемных — вагонов. «Надо детально рассмотреть и дополнительные механизмы, которые позволят обеспечить уверенное развитие Кузбасса и других наших угледобывающих районов», — заключил премьер.

Комментируя итоги стратсессии, вице-премьер Александр Новак отметил, что стратегическая цель России в энергетике — сохранение лидерских позиций через технологическое развитие, баланс между традиционной и низкоуглеродной энергетикой, а также диверсификацию экспорта. Особое внимание власти уделяют созданию новых стимулов для бизнеса, устойчивому развитию традиционных регионов нефтедобычи, таких как Поволжье и ХМАО, и осво­ению новых территорий, включая Арктику и Восточную Сибирь. Развитие и экспорт отечественных технологических решений на мировые рынки также играют ключевую роль в долгосрочной стратегии.

Комментарий эксперта

Из ключевых проблем современной нефтяной отрасли России — это стабильное повышение доли трудноизвлекаемых запасов в общем объеме добычи. В конце 90-х гг. XX века этот показатель находился на отметке в 14—16%. В 2025 г. доля ТРИЗов составляет около 32% от всех запасов нефти России, а к 2050 г. этот объем превысит 70%, что означает значительное повышение себестоимости добычи и ставит ряд проектов под «вопрос целесообразности» разработки, если общемировые цены на нефть будут невысокими.

Для снижения себестоимости и повышения доступности нефтяных запасов компании инвестируют в долгосрочные технологические проекты и Правительство России активно поддерживает данные инициативы, однако при высокой волатильности мировых цен на нефть (только за 2024 г. спотовая цена на нефть марки Urals колебалась более чем на 35% в течении года) многие проекты откладывают в разработке из-за опасений низкой доходности. Устойчивость в условиях неопределенности можно обеспечить внешнеполитическими соглашениями: сделка ОПЕК+, в которую входит Россия, предполагает контроль над уровнем добычи и стабилизацией цен на мировых топливных рынках и внутренними инновациями, позволяющими снизить себестоимость добычи барреля нефти и сохранить стабильный доход даже при умеренных или низких ценах на нефть.

Комфортный диапазон на баррель марки Urals — ключевой сорт российской нефти, оценивается в 2025 г. в 65—70 долл. за баррель, при котором большая часть действующих и потенциальных месторождений в России окажется рентабельными к освоению. Отдельно стоит выделить арктические регионы и арктический морской шельф, где затраты на извлечение нефти возрастают и приближаются даже к отметкам в 75—80 долл. за баррель, что экономически выгодно разрабатывать только при «дорогой» нефти. Такие цены в нынешней конъюнктуре возможны только при усилении политических конфликтов между США и Ираном, а также эскалацией на Ближнем Востоке. Но рассчитывать на подобные сценарии как возможность увеличить объемы добычи и экспорта не стоит, основу рентабельности нефтяной отрасли России в долгосрочной перспективе составляют технологии и методы интенсификации добычи: гидроразрыв пласта (включая многостадийный), горизонтальное бурение, плазменно-импульсное воздействие на пластах и другие перспективные разработки, которые только проходят апробацию на месторождениях.

Мировая конкуренция к 2050 г. явно изменится в сторону возобновляемой энергетики, которая умеренными темпами будет входить на рынки развивающихся стран, доли стран — экспортеров традиционных ресурсов не должны существенно поменяться, если только США и страны ЕС не снимут санкции с Венесуэлы, как перспективного игрока с дешевыми и значительными запасами нефти, которые способны более чем на 50% снизить стоимость нефти марки Brent, но данный сценарий маловероятен ввиду больших политических разногласий и опасений США и стран — членов ОПЕК дестабилизировать мировые нефтяные рынки. При любом сценарии российская нефть остается востребованной на рынках Юго-Восточной Азии со стабильно повышающимся спросом на российские марки нефти, как легкие, так и тяжелые. Легкая нефть приобретается для переработки в топливо, а тяжелые сорта российской нефти (в том числе арктический сорт Arco) Китай и Индия используют для нефтехимической промышленности, которая активно продолжает развиваться даже в условиях санкционного давления.