Суд разобрался с тем, обязан ли работник возместить работодателю стоимость своего обучения, если он уволился по собственному желанию до истечения срока отработки по ученическому договору из-за произошедшего с ним несчастного случая на производстве (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2025 № 88-1730/2025).
Суть дела
Компания заключила с работником ученический договор. Им предусмотрено, что по окончании срока ученичества обучающийся обязуется заключить с компанией дополнительное соглашение к трудовому договору и проработать по нему не менее трех лет. В случае невыполнения этих обязательств работник обязуется вернуть компании полученную за время ученичества стипендию в полном объеме, а также возместить понесенные компанией расходы в связи с ученичеством.
Работник прошел обучение, по окончании которого с ним было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому работнику был установлен разряд слесаря — сборщика двигателей. Через восемь месяцев работник на рабочем месте получил тяжкие телесные повреждения. По результатам расследования несчастного случая на производстве был составлен акт. Из него следует, что начальник цеха допустил неудовлетворительную организацию производства работ, выразившуюся в необеспечении контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работы, соблюдением трудовой дисциплины, выполнением технологического процесса сборки, отсутствии согласованности действий между работниками. После этого несчастного случая работник уволился по собственному желанию.
Поскольку увольнение произошло до истечения трех лет после окончания обучения, компания потребовала у работника возместить стоимость обучения. Так как работник на претензию не ответил, компания обратилась в суд с требованием о взыскании с работника денежных средств по ученическому договору.
Решения судов
Суд первой инстанции требования компании удовлетворил. Он исходил из того, что причины увольнения работника по собственному желанию не являются уважительными. В связи с увольнением условия ученического договора о трехлетней отработке работником выполнены не были, и у него перед компанией образовалась задолженность. Суд первой инстанции отверг довод о том, что наступление несчастного случая и неудовлетворительная организация работы начальником цеха послужили причиной к расторжению трудового договора по инициативе работника, поскольку отсутствует взаимосвязь между выплатой по ученическому договору и наступлением несчастного случая.
Апелляционный суд с таким подходом не согласился. Он указал, что, согласно ст. 249 ТК РФ, обязанность по возмещению затрат, понесенных работодателем на обучение работника, возлагается на последнего только в случае его увольнения без уважительных причин.
Статьей 80 ТК РФ, определяющей порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию), предусмотрен перечень причин, обусловливающих невозможность продолжения работником работы и необходимость работодателя расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника, по его инициативе. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.
В рассматриваемом случае причиной увольнения работника по собственному желанию явились последствия произошедшего с ним несчастного случая на производстве, в результате которого был причинен тяжкий вред его здоровью, он перенес операцию, а после выхода на работу стал испытывать чувство страха. В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что увольнение работника вызвано уважительной причиной. В результате он отказал в удовлетворении исковых требований компании.
Кассационный суд поддержал позицию суда апелляционной инстанции.