1 апреля, и это не шутка, вступят в силу положения Закона о рекламе о введении нового сбора за распространение интернет-рекламы («ЭЖ-Юрист» написал об этом в №1, 2025). И в воздухе повис вопрос: начиная с какого квартала его нужно исчислять и платить? «ЭЖ-Юрист» опросил экспертов, большинство из них считает, что первым периодом для исчисления сбора будет второй квартал 2025 г. Но есть те, кто считает, что все возможно, поэтому стоит дождаться постановления правительства, которым будут определены особенности исчисления и уплаты сбора.
С какого квартала нужно начинать платить сбор за распространение интернет-рекламы? С 1-го или 2-го?
Мнение эксперта
Норма о рекламном сборе вступит в силу с 1 апреля 2025 г. При этом интересен вопрос: когда рынок заплатит первый сбор? Вернее, придется ли платить сбор за 1 квартал 2025 г.? Есть два предположения на этот счет.
Во-первых, почему этот вопрос вообще возник? Ведь закон начнет действовать со второго квартала, и в этом смысле все понятно — платим за второй квартал в третьем.
Таким образом, возьмем за аксиому факт, что обязанность платить сбор возникнет только с 1 апреля 2025 г.
Вторая позиция предполагает, что выплата сбора охватит и первый квартал 2025 г. Часть 3 ст. 18.2 Закона о рекламе сформулирована так: «Базой расчета обязательных отчислений, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, является доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями, операторами рекламных систем от реализации услуг по распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года».
Именно фраза «отсчет кварталов ведется с начала календарного года» вызывает опасения. Закон вступит в силу 1 апреля, очевидно, что оплата сбора происходит за предыдущий период. А предыдущий период — это и есть первый квартал 2025 г.
Таким образом, особенности исчисления и уплаты сбора, а также порядок осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких обязательных отчислений установит Правительство РФ. Но пока нет даже опубликованного проекта соответствующего постановления.
Первая позиция выглядит обоснованно, поскольку по общему правилу закон обратной силы не имеет. Но и вторую сейчас нельзя полностью исключить, по крайней мере до тех пор, пока мы не увидим проект постановления правительства.
Все позиции объединяет лишь одно — платить все равно придется.
Мнение эксперта
Сохраняет силу правовая позиция КС РФ, согласно которой обязательные публичные платежи в бюджет не должны выводиться из-под конституционных требований, включая установление законом, даже если платеж не включен в НК РФ (постановления от 28.02.2006 № 6-П, от 31.05.2016 № 14-П). Установить платеж — значит определить все его элементы, включая срок уплаты, и это также позиция КС РФ (постановления от 18.02.1997 № 3-П, от 11.11.1997 № 16-П).
В законе, который ввел рекламные отчисления, срока их внесения нет, ведь он принимался в заметной спешке. Срок должен появиться в постановлении правительства. Тем не менее вероятность, что срок уплаты установят поправками в закон, на сегодня мала.
Представляется, что в будущем регулировании важно воздержаться от ретроспективной трактовки, будто в следующем квартале, когда закон вступит в силу, можно требовать внесения отчислений за первый квартал 2025 года, когда закон еще не действует.
Мнение эксперта
В настоящее время остается неясным то, каким образом будет осуществляться исчисление и уплата данного платежа. Федеральный закон, устанавливающий уплату рекламного сбора, предусматривает установление особенностей исчисления и уплаты таких обязательных отчислений правительством. Однако по состоянию на конец января 2025 г. проект такого постановления правительства не опубликован.
Как следует из Закона об установлении рекламного сбора базой для расчета обязательных отчислений будет являться доход от рекламы, полученный в течение квартала. Данный подход уже применяется для отчислений, которые уплачивают операторы сетей связи общего пользования на формирования резерва универсального оборудования (ст. 59-60 ФЗ «О связи»). При этом операторы связи уплачивают обязательные отчисления не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы. Вероятно, аналогичный срок будет применен и в отношении уплаты рекламного сбора.
Учитывая то, что положения о рекламном сборе вступают в силу с 1 апреля 2025 г., то, можем предположить, что первым периодом для исчисления будет второй квартал 2025 г. В таком случае можно предположить, что плательщики должны будут оплачивать рекламный сбор придется уже в июле 2025 г. Однако, полная ясность в этом вопросе наступит, когда будет выпущено соответствующее постановление правительства.
Мнение эксперта
В декабре 2024 г. в рекламное законодательство были внесены изменения, предусматривающие уплату дополнительного сбора с участников рекламной деятельности — его размер составил 3% от дохода с интернет-рекламы. Однако многие вопросы особенностей его уплаты остаются неразрешенными. В частности, закон не уточняет сроки оплаты рекламного сбора.
На наш взгляд, целесообразно отталкиваться от даты вступления поправок в силу (01.04.2025). До этого момента обязанность уплаты сбора не действует — следовательно, не может распространяться на участников правоотношений, что следует из общих начал гражданского законодательства. Иное должно быть прямо предусмотрено законом.
Напоминаем, что облагаемой базой является ежеквартальный доход, полученный с услуг по распространению интернет-рекламы. Если опираться на предположения выше, начало оплаты сбора — второй квартал 2025 г. Соответственно, первый платеж ориентировочно придется на июль 2025 г.
Для однозначного разрешения этого вопроса необходимо дождаться подзаконного регулирования от правительства и Роскомнадзора — скорее всего, оно будет выпущено до вступления поправок в силу и уточнит в том числе сроки оплаты.