Предлагаются поправки в НК РФ по инвестиционному вычету и страховым взносам

| статьи | печать

На рассмотрение Госдумы представлены законопроект № 598922-8 «О внесении изменений в статьи 278-2 и 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и законопроект № 599498-8 «О внесении изменения в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Инвестиционный вычет

Законопроект № 598922-8 разработан во исполнение поручений Президента РФ об укреплении технологического суверенитета Российской Федерации и об увеличении объема инвестиций в акционерный капитал, в быстрорастущие высокотехнологичные компании.

Предлагается предоставить право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль для организаций при осуществлении ими венчурных и (или) прямых инвестиций в инновационные проекты и (или) инновационную деятельность посредством участия в договорах инвестиционного товарищества. К таким договорам будут предъявляться следующие требования:

  • они должны быть заключены на срок не менее пяти лет, без права досрочного прекращения, уступки прав или выдела доли по договору;

  • информация о договоре должна быть включена в региональный реестр инвестиционных товариществ для осуществления прямых и (или) венчурных инвестиций, порядок формирования и ведения которого устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ;

  • в рамках договора должны осуществляться венчурные и (или) прямые инвестиции в инновационные проекты и (или) инновационную деятельность, реализуемые малыми технологическими компаниями. При этом категории (виды) указанных инновационных проектов и инновационной деятельности, иные требования к договору устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Законопроектом предусматривается, что договоры инвестиционного товарищества исключаются из регионального реестра инвестиционных товариществ в случае, если инвестиции в инновационные проекты и (или) инновационную деятельность не осуществлены или осуществлены не в полном объеме в малые технологические компании. Кроме того, в случае несоблюдения требований к критериям и условиям договора, расторжения или прекращения договора до истечения пяти лет с момента заключения, исключения договора из регионального реестра инвестиционных товариществ сумму налога, не уплаченную налогоплательщиком в связи с предоставлением инвестиционного налогового вычета, нужно будет восстановить и уплатить в бюджет с уплатой пеней.

Также вводятся положения, предусматривающие невозможность повторного учета суммы вклада по договорам инвестиционного товарищества, по которым налогоплательщиком был получен инвестиционный налоговый вычет, в качестве расходов, учитываемых при определении налоговой базы участниками договоров инвестиционных товариществ.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта обеспечит получение организациями налоговых стимулов для осуществления венчурных инвестиций, позволит уменьшить размер прямых государственных субсидий и компенсаций, направляемых на реализацию инновационных проектов и (или) инновационной деятельности.

Страховые взносы

Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ (далее — Закон № 379-ФЗ) в п. 2 ст. 420 НК РФ было введено положение, что объектом обложения страховыми взносами признаются вознаграждения, производимые на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в пользу членов совета многоквартирного дома, включая председателя совета многоквартирного дома, избранных собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ. Обоснована данная поправка была тем, что этим уточняется порядок исчисления и уплаты страховых взносов.

Однако, как указывается в пояснительной записке к законопроекту № 599498-8, сразу после вступления в силу Закона № 389-ФЗ, из многих регионов начали поступать жалобы на чрезмерное ухудшение условий исполнения работы председателями советов многоквартирных домов. Ухудшение условий заключается в том, что:

  • должности председателя или члена совета многоквартирного дома, как правило, занимают пенсионеры и исполняют обязанности за незначительную плату. С вступлением в силу Закона № 389-ФЗ сумма, предназначенная для содержания указанных категорий, вырастает и фактически ложится на жильцов дома;

  • пенсионеры, исполняющие вышеперечисленные обязанности, переходят в категорию работающих пенсионеров, и их пенсия не индексируется.

В связи с этим предлагается из п. 2 ст. 420 НК РФ исключить слова «в том числе вознаграждения, производимые на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в пользу членов совета многоквартирного дома, включая председателя совета многоквартирного дома, избранных собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации».

Разработчики законопроекта указывают, что Минфин России в письме от 10.11.2023 № 03‑15‑05/107294 высказался против отмены установленной Законом № 389-ФЗ нормы. Финансисты указали, что освобождение сумм вознаграждений председателям совета многоквартирного жилого дома от обложения страховыми взносами приведет к ущемлению прав данных лиц на получение выплат страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования, в частности к лишению возможности формировать свои пенсионные права в полном объеме, что в дальнейшем может повлечь ограничение их права на пенсионное обеспечение, а в случае, если такие лица уже являются пенсионерами, они не будут иметь права на перерасчет получаемой пенсии. Однако, по мнению разработчиков, данное утверждение не может быть признано объективным, так как право на защиту государственными механизмами должно быть направлено в отношении тех, кто в этом нуждается. А так как подавляющее большинство лиц, в отношении которых принята норма, выступают против этого решения, то возникают сомнения в том, что декларируемые цели соответствуют фактическим. Такое решение, кроме ущемления прав граждан, не приведет к значительному увеличению суммы поступлений в СФР.