Правовые итоги 2023 и ожидания 2024

| статьи | печать

Этот год был щедр на события — принято несколько сотен законов, тысячи подзаконных нормативных актов, 57 постановлений КС РФ, несколько обзоров судебной практики ВС РФ, множество определений... «ЭЖ-Юрист» попросил коллег подвести итоги и вспомнить о значимых, по их мнению, правовых событиях уходящего года и поделиться своими ожиданиями от 2024 года.

Комментарий эксперта

Уходящий год был интересным и многогранным для конкурентного права России. Антимонопольное, а также смежное рекламное законодательство подверглись значимым изменениям. Не можем не отметить вступление в силу «пятого антимонопольного пакета». Напомним, что проект этого закона был разработан ФАС России в целях совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и активного развития цифровых платформ, которые стали оказывать все большее влияние на реальный сектор экономики, что, в свою очередь, привело к возрастанию рисков для конкуренции. Таким образом, закон направлен на регулирование цифровых рынков в целях предупреждения и пресечения их монополизации, а также усиления контроля, в том числе за деятельностью цифровых гигантов.

В 2023 г. КС РФ вынес важное постановление № 12-П, которым признал ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции соответствующей Конституции РФ. Это постановление однозначно окажет влияние на судебную практику по применению «иммунитета» от ответственности за картели. Следует ждать, что уменьшится процент дел, в которых суды будут учитывать доказательства фактического контроля и принимать в таких случаях сторону бизнеса в спорах с ФАС России.

Также в текущем году были приняты значимые меры в отношении контроля за распространением рекламы, включая интернет-рекламу, и вступившие в силу штрафы о нарушении учета интернет-рекламы. Данные новеллы законодательства вызвали большое обсуждение как среди специалистов в рекламном праве, так и среди граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сети. Насущным вопросом оставалось разграничение понятий «реклама» и «информация», в связи с чем ФАС России недавно выпустила руководство по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы» (утв. приказом ФАС России от 14.11.2023 № 821/23). В документе, в частности, разъясняется, какие ситуации могут быть признаны распространением рекламы.

Нельзя не отметить и ужесточение требований, предъявляемых к рекламе на рынке финансовых услуг. Так, ФАС России обязала банки указывать диапазон значений полной стоимости кредитов и займов в рекламе (Федеральный закон от 24.07.2023 № 359-ФЗ). Теперь информация о диапазоне значений полной стоимости кредита должна быть сообщена до упоминания о процентных ставках, а шрифт должен быть не меньше шрифта, которым указана ставка. Требование об указании диапазона значений полной стоимости кредита касается и рекламы со звуковым сопровождением. Норма будет применяться к любым потребительским кредитам, в том числе ипотечным.

Подводя итог уходящему году, хочется отменить серьезную работу законодателя, регулятора и независимых экспертов, работающих на благо развития конкуренции в России. Верим, что наступающий год будет не менее плодотворным.

Комментарий эксперта

Уходящий 2023 год был щедр на события в таможенной сфере.

Заслуживающим особого внимания является рассмотрение КС РФ вопроса о том, может ли проверяемое таможней лицо знакомиться с материалами таможенной проверки путем фотографирования и копирования документов, содержащихся в материалах проверки. Проблема была массовой, таможенные органы разрешали знакомиться с многотомными материалами только путем их визуального осмотра.

КС РФ защитил право проверяемых лиц и подтвердил возможность ознакомления с использованием технических средств. Это позволит более эффективно подготавливать позицию по защите интересов проверяемых субъектов как при разбирательствах в таможенных органах, так и в суде.

Под конец года Коллегия ЕАЭС внесла изменения в порядок заполнения декларации на товары. Декларантам необходимо будет обратить внимание на то, что в категории декларируемых товаров внесены новые позиции, часть позиций изменена, скорректированы сведения о товарах (то, что должно быть указано при описании товара).

Одно из наиболее важных новшеств — это введение гибких ставок экспортных пошлин с привязкой к курсу рубля. В целом экспортная пошлина — не самая распространенная практика. В данном же случае она была введена с целью защиты внутреннего рынка и носит временный характер. Предварительно указывается, что данная мера будет действовать до 2024 г. Не исключено, что она будет продлена и на более продолжительный срок. В целом действие меры распространяется на большое количество товарных групп.

До конца 2024 г. продлены специальные экономические меры в отношении импорта продуктов и сырья. Указанная мера реализуется через запрет ввоза товаров, указанных в утвержденных Правительством РФ списках, из недружественных стран.

С лета 2023 г. упрощены наличные расчеты между российскими участниками ВЭД и иностранными контрагентами. Российским экспортерам разрешили получать наличные денежные средства от нерезидентов в любой валюте, а также производить расчеты до фактической передачи товаров или оказания услуг. Вместе с тем обязанность по зачислению полученной суммы на счета в уполномоченных банках сохраняется.

В уходящем году появился совершенно новый тренд — таможня начала включать в таможенную стоимость товаров дивиденды, которые были уплачены взаимозависимому зарубежному поставщику. Такая практика связана с позицией ВС РФ по данному вопросу, которая была высказана в конце 2022 г. Можно с уверенностью утверждать, что данная практика таможни в 2024 г. будет только усиливаться.

Думаю, что наступающий год будет отмечен для участников ВЭД новым, ситуативным регулированием, которое потребуется в зависимости от действий недружественных стран в отношении России.

Таможенные органы усилят контроль на этапе после выпуска товаров: к участникам ВЭД будут еще чаще приходить с проверками с глубиной в 2—2,5 года.

Основные категории споров между таможней и участниками ВЭД: переклассификация товаров (то, что годами ввозилось и не вызывало претензий у таможни, будет классифицироваться в более денежноемкие коды ТН ВЭД), проверка правильности заявления таможенной стоимости по сделкам с взаимосвязанными лицами, проверка структуры таможенной стоимости на предмет всех подлежащих включению в таможенную стоимость расходов.

Комментарий эксперта

В целом российская правовая система в этом году продолжила довольно успешно адаптироваться к новым реалиям, давлению на нашу страну и изменениям внешнеполитического ландшафта. Во многих случаях такая адаптация осуществляется не столько через нормотворчество, сколько через правоприменительную деятельность.

Примером такой адаптации является применение ст. 248.1 АПК РФ, которая предусматривает исключительную компетенцию российских арбитражных судов по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера.

В судебной практике арбитражных судов, в частности Арбитражного суда Московского округа, была выработана позиция о том, что из системного толкования ст. 248.1 АПК РФ и с учетом целей законодательного регулирования следует, что сам по себе факт введения в отношении российского лица, участвующего в споре в международном коммерческом арбитраже за пределами территории Российской Федерации, мер ограничительного характера, предполагается достаточным для вывода об ограничении доступа такого лица к правосудию. Арбитражные суды при этом исходят из того, что ограничительные меры могут иметь как личный, так и публичный характер, оказывая влияние на неопределенный круг лиц (см, например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 28.08.2023 № Ф05-20117/2023, от 22.11.2023 № Ф05-28596/2023).

Важно также отметить, что Федеральным законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ в УК РФ был внесен ряд изменений, которые снижают уголовно-правовые риски для бизнеса в связи с налоговыми вопросами.

А именно, санкции ряда квалифицированных составов налоговых преступлений (уклонение от уплаты налогов с организации; неисполнение обязанностей налогового агента; сокрытие имущества организации, за счет которого должны взыскиваться налоги; уклонение организации от уплаты страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве) были снижены — максимальный срок лишения свободы уменьшен с шести и семи до пяти лет, а с четырех лет — до трех лет. В результате соответствующие деяния, совершенные в особо крупном размере, из тяжких преступлений превратились в преступления средней тяжести, а уклонение организации от уплаты страховых взносов на страхование от несчастных случаев вообще стало преступлением небольшой тяжести.

Помимо того, что это в принципе влечет существенное улучшение положения обвиняемых по таким статьям, это уменьшает срок давности привлечения к уголовной ответственности с 10 лет для тяжких преступлений до шести лет для преступлений средней тяжести и до двух лет — для преступления небольшой тяжести. Таким образом, уголовных рисков для бизнеса становится меньше, а стабильности — больше.

Комментарий эксперта

Главным налоговым событием 2023 г., затронувшим всех налогоплательщиков, стало вступление в силу норм НК РФ о едином налоговом счете и, собственно, его применение. Начиная с января 2023 г. большинство налогоплательщиков столкнулись со множеством трудностей.

Главная же, на мой взгляд, среди них — полная непрозрачность ЕНС для налогоплательщиков. Даже видя в личном кабинете сальдо по нему, пользователю сложно понять, как и из чего оно сложилось. Когда сальдо корректное, то есть сумма совпадает с данными налогового учета налогоплательщика, вопросов нет. Проблема возникает в ситуации, когда сальдо некорректно. Налогоплательщик сталкивается с тем, что он никаким образом не может понять, как получилось сальдо ЕНС по данным налогового органа, из каких сумм и как оно сложилось, — ни из личного кабинета налогоплательщика, ни путем запроса справки о сальдо ЕНС, ни путем проведения сверки с налоговым органом. Отчасти это связано с тем, что ЕНС — это «общий котел», в котором учитывается сальдо по всем платежам и всем налогам (включая возвраты, уплату процентов и т.п.), а в российском бухгалтерском учете каждый налог (сбор) считается отдельно.

Сложности возникают и с «уплатой налога одной платежкой», так как с января 2024 г. кроме этого налогоплательщик обязан будет ежемесячно подавать как минимум два уведомления об исчисленных суммах налога — по НДФЛ, уплачиваемому им как работодателем.

Второе налоговое событие 2023 г. — приостановка в августе действия отдельных положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения с 38 странами. Для большей части российского бизнеса негативные последствия приостановки СИДН носят, к счастью, только косвенный характер. Они связаны с тем, что их поставщики — из Европы, США и прочих стран, а эти страны были отнесены к «недружественным» юрисдикциям и включены в «черный список» Минфина РФ. Последствием этого стало ужесточение контроля ФНС России за ценами таких сделок и отмена послаблений по порядку определения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Но в целом эта инициатива, на мой взгляд, безусловно, негативна.

В-третьих, 2023 год запомнился введением нового «налога на сверхприбыль».

Ну и в-четвертых, под занавес 2023 г. был принят Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ, который ужесточил правила налогового администрирования, прежде всего: трансфертного ценообразования (ТЦО) в отношениях с подконтрольными иностранными компаниями (КИК). В том числе заметно увеличиваются штрафы за нарушения в этой сфере.

Вместе с этим закон предусматривает временные послабления для российских организаций в связи с приостановлением действий СИДН: налоговые агенты (российские организации) при определенных условиях освобождаются от обязанности по удержанию налога с некоторых доходов, выплачиваемых иностранным организациям. Однако эти послабления временные и касаются ограниченного перечня доходов.

Говоря об ожиданиях от 2024 г., нужно учитывать, что в федеральном бюджете на 2024 г. предусмотрен рост ВВП. Поэтому ожидается ужесточение налогового администрирования, при относительно небольшом количестве выездных проверок — существенное увеличение количества требований в рамках предпроверочного анализа в отсутствие каких-либо проверок, увеличение существующих штрафов и введения новых в регуляторной сфере, ужесточение контроля над бизнесом, увеличение объема и усложнение отчетности, особенно в отношении операций с иностранным элементом.

Комментарий эксперта

В уходящем 2023 году хочется отдельно отметить роль КС РФ, который принял 57 постановлений по самым разным тематикам: от уголовного, жилищного, избирательного и трудового права до банкротства.

Важными в сфере банкротства являются:

  • постановление № 6-П от 07.02.2023 об ответственности контролирующих должника лиц по долгам ООО при прекращении производства по делу о банкротстве в случае недостаточности средств,

  • постановление № 23-П от 16.05.2023 о реализации права преимущественной покупки сособственниками должника по ст. 250 ГК РФ при проведении банкротных торгов,

  • постановление № 28-П от 31.05.2023 об очередности удовлетворения требования уполномоченного органа по уплате налога на прибыль при продаже имущества, составляющего конкурсную массу,

  • постановление № 50-П от 30.10.2023 об объеме ответственности КДЛ при привлечении его к субсидиарной ответственности по долгам организации. 

Последние три оказались наиболее спорными. Например, КС РФ не согласился с алгоритмом проведения банкротных торгов и реализацией преимущественного права покупки при их проведении, который с 2020 г. закрепил ВС РФ в Обзоре судебной практики за III квартал 2020 г. В последующем в Госдуму РФ были внесены два законопроекта, № 489386-8 и № 489384-8, в которых предложена последовательность действий, предусмотренная ВС РФ. Таким образом, мы видим конкуренцию позиций. Крайне важно в 2024 г. принять четкое регулирование, которое бы содержало понятные для арбитражных управляющих алгоритмы в вопросе о проведении торгов долями должника в общем имуществе.

Не меньше споров вызвало и решение КС РФ отнести к третьей очереди реестра требований кредиторов налог на прибыль при продаже имущества должника-банкрота с торгов, так как подобное регулирование существенным образом сказывается на том объеме конкурсной массы, которая может быть направлена на погашение требований иных кредиторов третьей очереди.

И судебная практика (Определение ВС РФ от 27.04.2023 № 305-ЭС22-9597 по делу № А41-73644/2020), и законодательная инициатива в 2023 году шли по пути дальнейшей защиты прав граждан-должников на жилище, предлагая к разработке локальный план реструктуризации в случае, если основное обязательство, обеспечиваемое залогом единственного жилья, будет исполняться в соответствии с договорными условиями. Надеемся, что в 2024 г. соответствующий закон будет принят, т.к. данная область правового регулирования крайне социально острая и нуждается в четком законодательстве. 

Мечтой последних нескольких лет для практикующих в области несостоятельности юристов является принятие закона о порядке реализации единственного жилья должника и наделения его замещающим жильем с детально прописанными критериями отнесения жилья к роскошному. Такой законопроект, к сожалению, даже не внесен пока в Госдуму и не имеется какой-либо информации, что в 2023 году в этом направлении какие-либо мероприятия были совершены. Между тем, развитие практики применения ст. 446 ГПК РФ достигло того уровня, когда выработанные ею подходы уже могут быть облечены в форму статьи Закона «О несостоятельности (банкротства)» для придание указанным положениям силы закона. Надеемся на позитивные шаги в 2024 году в этом направлении.

Комментарий эксперта

Декабрь — время подводить итоги уходящего года. Какие новые «интеллектуальные» возможности открыл 2023 год?

В разгар лета долгожданным событием стало вступление в силу 29 июня поправок в часть IV ГК РФ, позволяющую любому гражданину РФ подать заявку на государственную регистрацию и зарегистрировать на свое имя товарный знак. Ранее охрану обозначения в качестве товарного знака могли получить юридические лица или ИП, а граждане, развивающие свой личный бренд, оставались вне правового поля. В то же самое время для иностранных заявителей требование о наличии статуса ИП носило формальный характер (является ли иностранный заявитель таковым или нет, фактически никак не проверялось). Уравнивание в правах российских и иностранных заявителей — оправданное решение, продиктованное временем.

С практической точки зрения возможность официально индивидуализировать свою деятельность (получить зарегистрированное исключительное право) должно стимулировать рост деловой активности граждан, осуществляющих самостоятельную трудовую деятельность.

Два других изменения в законодательстве можно назвать «историей с географией».

Во-первых, введен прямой запрет на государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые могут ввести потребителей в заблуждение относительно места производства товаров (ранее соответствующий пункт ГК РФ предусматривал отказ в регистрации, если потребитель мог быть введен в заблуждение относительно товара или его изготовителя).

На первый взгляд такое изменение кажется излишне строгим. Представляется, что рядовой потребитель не мыслит такими мелкими категориями, как «регионы», в рамках одного государства (особенно иностранного). Гипотетической связи со «страной» уже достаточно для товарного знака. В том случае, если «география» является определяю­щей в знаке, такие обозначения подпадают под иные категории средств индивидуализации: географические указания и наименования мест происхождения товаров. Этих объектов как раз касается второе «географическое изменение» законодательства.

В текущей редакции данного положения законодательства принимается во внимание однородность товаров, а именно сохраняется запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих зарегистрированные и заявленные на регистрацию ГУ и НМПТ, в отношении однородных товаров, а в отношении неоднородных товаров регистрация возможна, но при условии, что использование такого товарного знака в отношении зарегистрированных товаров не будет ассоциироваться у потребителей с такими ГУ или НМПТ и не сможет ущемить законные интересы обладателей таких исключительных прав.

На защиту прав и законных интересов владельцев региональных брендов направлена и замена чисто юридического термина «сходство» на более широкое понятие «имитация» в предложенной законодателем поправке, что, очевидно, открывает дополнительные возможности региональным производителям традиционной продукции для борьбы с контрафактом в этой сфере.

С момента вступления в силу перечисленных изменений прошло около полугода, а это, безусловно, короткий срок, чтобы оценить их сильные и слабые стороны. Данную возможность нам предоставит приближающийся 2024 год.

Комментарий эксперта

В 2023 г. у рубля появилась третья форма (наряду с наличной и безналичной) — цифровая (Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ). Как и в случае с «бумажными», именно ЦБ РФ получил право выпускать цифровые рубли на своей платформе. Важное замечание: «цифровой» рубль не имеет ничего общего с «цифровыми валютами», регулирование которых предусмотрено Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ.

В 2024 г. из-за участившихся злоупотреблений со стороны «фото-троллей» явно назрела необходимость создания системы правовой превенции в случае предъявления завышенных требований о нарушении авторских и исключительных прав. Ряд российских предпринимателей и НКО были вовлечены в судебные разбирательства по факту якобы неправомерного использования таких результатов интеллектуальной деятельности, как фотографические произведения. Благодаря нотариальному осмотру доказательств компании, которым в доверительное управление передаются исключительные права на такие фотографии, незамедлительно обращаются в суд и получают компенсацию в десятки и сотни тысяч рублей.

С учетом этого в Госдуме рассматривается законопроект1, который направлен на снижение размера компенсации за нарушение исключительных прав. Среди предложений — множественность нарушений как единое для целей определения компенсации. Если законопроект будет принят, то одновременные и последовательные (однако же в короткий срок) нарушения, влекущие общий экономический интерес, а следовательно, взаимосвязанные, будут рассматриваться как одно санкционируемое действие.

Законопроект, допускающий снижение размера компенсации ниже пределов, установленных отдельными статьями ГК РФ, поддержан Правительством, правда, с условием его доработки, к примеру, по следующим вопросам: как быть, когда в рамках «одного» действия происходит нарушение прав нескольких (не аффилированных между собой) правообладателей, лишается ли второй правообладатель права обратиться в суд с самостоятельным требованием, если первый автор и обладатель уже предъявил свои требования в судебном порядке; затронуты вопросы в случае параллельного импорта и контрафакта. Думаю, в этой части своеобразным ориентиром для законодателя может стать позиция «судебной власти», а именно Рекомендации Научно-консультативного совета при СИП (утверждены постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 15.02.2023 № СП-22/4). Тем не менее законопроект принят в первом чтении, может быть, данная инициатива получит и последующее одобрение в следующем году.

Широкий резонанс получила и инициатива о создании «Цифрового Кодекса». Еще в 2014 г. была опубликована концепция Информационного кодекса РФ, однако только в этом году о кодификации цифрового законодательства заговорили всерьез. Ждем «новогодних» сюрпризов в следующем году.


1 https://sozd.duma.gov.ru/bill/348960-8.

Комментарий эксперта

В уходящем 2023 году законодательное регулирование не раз затрагивало область права интеллектуальной собственности. Некоторые из принятых изменений можно назвать даже значительными, изменившими долговременную ранее применяемую практику. Конечно, некоторые важные вопросы все же остались вне поле зрения законодателя, например, с каждым годом возрастает потребность в регулировании прав на РИД, созданных искусственным интеллектом, и их правового статуса в целом. Вместе с тем нельзя не отметить и множество важных моментов, которые повлияли на сферу интеллектуальной собственности в 2023 году.

В области авторского права введено новое положение, которое направлено на защиту прав авторов составного и производного произведений. Пункт 4 ст. 1260 ГК РФ дополнен положением, предусматривающим, что в случае неправомерного использования производного или составного произведения подлежат защите как авторские права переводчика, составителя и иного автора такого произведения, так и права авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение (Федеральный закон от 13.06.2023 № 235-ФЗ). Важно отметить, что принятые изменения были направлены на реализацию Постановления КС РФ от 16.06.2022 № 25-П.

Положения Федерального закона от 28.06.2022 года № 193-ФЗ ввели обязательную регистрацию залога исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных в Роспатенте.

В области патентного права также было принято несколько новых положений и изменений. В частности вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 21.02. 2023 № 107, согласно которому введены новые правила государственной регистрации изобретений, например, двухэтапная проверка соблюдения требования единства изобретения (до проведения информационного поиска по заявке и после); новые правила объединения изобретений в группу; изменен порядок проверки соблюдения требования достаточности раскрытия изобретения в описании изобретения. Указанные изменения направлены на совершенствование действующих подходов, а также на гармонизацию российских норм с подходами, применяемыми в наиболее востребованных заявителями системах зарубежного патентования изобретений.

Нельзя не отметить и произошедшие изменения в области средств индивидуализации. Одним из самых ожидаемых и важных положений стала возможность регистрации товарных знаков физическими лицами, в частности самозанятыми, не имеющими статус ИП. Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» вступил в силу 29.06.2023.

До вступления в силу данного закона действовало ограничение, согласно которому правообладателем исключительного права на товарный знак могли быть только юридические лица или ИП. Внесённые изменения были направлены на обеспечение равенства правового положения российских и иностранных граждан, в ряде крупных стран которых не запрещалась регистрация товарного знака на имя физического лица.

29.05.2023 вступили в силу поправки в ГК РФ в части запрета государственной регистрации в качестве товарных знаков обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товара, а также обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих зарегистрированные ГУ или НМПТ или заявленные на регистрацию в качестве таковых, в отношении однородных товаров.

Вместе с тем регистрация таких товарных знаков возможна на имя обладателей права использования ГУ или НМПТ. При этом если такие обозначения заявлены на регистрацию в отношении товаров, неоднородных с теми, для которых охраняются или поданы на регистрацию ГУ или НМПТ, данные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков при условии, что заявленные обозначения не должны ассоциироваться у потребителей с ГУ или НМПТ и ущемлять законные интересы правообладателя.

В 2024 году законодателю еще предстоит рассмотреть ряд важных законопроектов, которые уже внесены на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Одним из внесённых на рассмотрение законопроектов (№ 348960-8) предлагается существенно изменить институт компенсации за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Также нельзя не выделить, что в 2024 году будет ожидаться решение вопроса о порядке выделения долей в исключительном праве и о распоряжении такими долями. Законопроектом № 479514-8 предлагается расширить содержание норм ГК РФ, посвященных совместному обладанию исключительным правом.

В частности законопроект предусматривает, что выделение долей допустимо в тех случаях, когда имеется несколько лиц, которые совместно обладают исключительным правом и определенно выражают свою волю на то, чтобы такие доли в этом праве были выделены. В законопроекте ставится вопрос о необходимости совместного обладания исключительным правом на товарный знак, на что в настоящее время действует ограничение.

Комментарий эксперта

Расскажу про главные изменения в налоговой сфере в 2023 году и ожиданиях в 2024 году.

Одним из главных событий 2023 года стало внедрение единого налогового счета. Значимым был не просто переход на новую систему ведения налогоплательщиками взаиморасчетов с бюджетом, похожую на расчетный счет в банке, а введение новых терминов, порядка формирования сальдо, списания денежных средств и т.д. В течение 2023 года налогоплательщики разбирались как в целом с порядком работы ЕНС, так и с индивидуальными трудностями (у кого-то отразилась неизвестная переплата, у кого-то не отразились старые платежи, операции отразились не в полном объеме и т.д.). В следующем году стоит ожидать самого интересного - развития судебной практики по порядку использования ЕНС. Безусловно, его применение началось только недавно, но и здесь есть преимущество – можно наблюдать за формированием практики в режиме реального времени и обсуждать возникающие проблемы на публичных мероприятиях.

Большое внимание приковано к изменениям в международном налогообложении. Самым значимым событием стала приостановка действий СИДН. В качестве альтернативы – следующие юрисдикции: к обновлению планируются СИДН с Малайзией и ОАЭ, произошло подписание СИДН с Оманом. Такие дружественные страны становятся отчасти отправной точкой для прежде российского бизнеса, поэтому можно ожидать, что новые СИДН будут популярны.

Так, Федеральным законом от 27.11.2023 № 539-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 309 НК РФ об удержании налога у источника при выплате иностранным взаимозависимым организациям дохода от оказания услуг (выполнения работ) в адрес российских организаций. Таким образом внутригрупповые услуги из активного дохода превратились в пассивный. Такое изменение коснется всех организаций с иностранным участием, получающих услуги от компаний группы. В следующем году стоит ожидать развития внимания законодателя именно к трансграничным операциям – дополнительные льготы, разъяснения, корректировка правил налогообложения конкретных операций. Аналогичным актуальным вопросом остается валютное регулирование.

Под конец года также был принят Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ, которым внесены самые масштабные изменения в раздел V.1, посвященный ТЦО. Количество ТЦО-проверок за более чем десятилетнюю- историю было так мало, что вероятность их назначения почти не рассматривалась как существенный риск. Однако изменения коснулись расширения критериев взаимозависимости, критериев признания сделок контролируемыми, признание ТЦО-корректировок дивидендами в определенных случаях, увеличен объем раскрытия информации о контролируемых сделках и иные. С учетом того, что положения НК РФ в части ТЦО существенно расширились, стоит ожидать, что и ТЦО-проверок может стать больше. Тем не менее можно сказать однозначно, что в эти изменения все равно придется погрузиться средним и крупным налогоплательщикам, чтобы понять, не попадают ли они под их действие.

Комментарий эксперта

Революционных изменений в корпоративном праве в 2023 году не было. Поправки, внесенные в Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП, Законы об ООО и АО, относились к ранее утвержденным стратегиям развития.

Принятые в 2023 году законы:

1. Федеральный закон от 02.11.2023 № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Основное нововведение — установление новых ограничений для включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (участниках), владевших не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников ООО, и руководителях юридического лица, которые являлись таковыми в исключенном из ЕГРЮЛ юридическом лице. Эти изменения потребовались в связи с ранее принятыми и вступившими в силу поправками к Закону о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Закон № 115-ФЗ).

Кроме того, этим законом скорректирован перечень документов, которые ИП представляет при подаче заявления о государственной регистрации, и скорректированы подходы к исключению юридического лица из ЕГРЮЛ (установлены сроки и круг лиц, которые могут обратиться с возражением об исключении).

С учетом того, что не весь функционал для реализации указанных выше изменений доработан (в формах заявлений № Р21001 и № Р24001 нет возможности добавить информацию о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, не налажено информационное взаимодействие с Банком России для обмена информацией о присвоении группы риска юридическим и физическим лицам и т.д.), в 2024 году работа в этом направлении продолжится, будут приняты регулирующие акты.

Изменения действуют с 13.11.2023.

2. Федеральный закон от 24.07.2023 № 353-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законом предусмотрено точечное изменение, позволяющее получать копии учредительных документов юридических лиц в электронном виде в режиме реального времени через интернет-сервисы ФНС.

Изменения вступили в силу с 04.08.2023.

3. Федеральный закон от 13.06.2023 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Предоставлена возможность упрощенной ликвидации юридических лиц, отнесенных к субъектам МСП. Учредители (участники), принявшие решение о прекращении деятельности такого юрлица, вправе направить в регистрирующий орган заявление об его исключении из ЕГРЮЛ. Такое решение принимается всеми учредителями (участниками) юридического лица единогласно.

Идентичные поправки были внесены также и в Закон об ООО.

На мой взгляд, необходимость такого изменения назрела давно. Большое количество юридических лиц создаются как попытка предпринимателей вести свое дело. Однако столкнувшись с необходимостью ведения полноценного учета, сдачей отчетности и прочими административными обязанностями, многие «бросают» свое юрлицо. Это приводит к наличию в ЕГРЮЛ значительного количества юридических лиц, которые не ведут деятельность. В итоге создается дополнительная работа для регистрирующих органов, которые должны отслеживать компании и исключать из ЕГРЮЛ тех, кто уже не функционирует.

Ликвидация на общих условиях — процесс не столько длительный, сколько обременительный и затратный, так как обязывает предпринимателя несколько раз обращаться в регистрирующий орган с заявлениями, утверждать ликвидационные балансы и публиковать на платной основе сведения о принятом решении в Вестнике государственной регистрации и на Федресурсе.

Изменения действуют с 01.07.2023.

4. Федеральный закон от 04.08.2023 № 456-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поправки касались положений об освобождении от обязанности раскрывать и предоставлять информацию.

Изменения вступили в силу с 15.08.2023. 

5. Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесено изменение в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», согласно которому дополняется перечень оснований для аннулирования Банком России лицензии.

Согласно п. 1. ст. 39.1. Закона № 39-ФЗ, лицензия может быть аннулирована в случае неоднократного в течение одного года неисполнения профессиональным участником рынка ценных бумаг специальных экономических мер, предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Законом № 39-ФЗ.

Изменение вступит в силу с 01.02.2024.

Таким образом, глобальных изменений в корпоративном регулировании не произошло. Все поправки носили либо уточняющий характер (как в случае с изменениями в закон о кредитной кооперации), либо были введены в связи с необходимостью доработок на основании принятых ранее изменений в законодательные акты (как в случае с изменениями в закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП).