Будет ли НДС при распределении доли вышедшего из ООО участника?

| статьи | печать

В письме от 25.09.2023 № 03-07-11/90973 Минфин России высказался по поводу того, подпадает ли распределение обществом доли вышедшего участника между оставшимися участниками под освобождение от НДС, предусмотренное подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) установлено, что участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу. В течение одного года со дня перехода доли или части доли к обществу они должны быть по решению общего собрания участников распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам (п. 2 ст. 24 Закона № 14-ФЗ). Не распределенные или не проданные в вышеуказанный срок доля или часть доли в уставном капитале общества должны быть погашены, и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли (п. 5 ст. 24 Закона № 14-ФЗ).

Подпунктом 12 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что операции по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций освобождаются от обложения НДС. Применение данного освобождения влечет за собой необходимость ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций и «входного» НДС, и в случае превышения доли расходов по необлагаемым операциям более чем на 5% необходимо будет восстановить НДС по общехозяйственным расходам. В связи с этим важно понять, рассматривается ли распределение обществом доли вышедшего участника между другими участниками пропорционально их долям в уставном капитале в целях налогообложения как операция по реализации обществом доли, подпадающая под действие подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ, или такая операция в принципе не является реализацией и объектом налогообложения по НДС?

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Для целей налогообложения реализацией признается передача на возмездной и безвозмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Специалисты финансового ведомства разъяснили, что в случае, когда доли (части доли) в уставном капитале общества, принадлежащие обществу, распределяются между участниками общества в порядке, установленном Законом № 14-ФЗ, то операции по такому распределению долей (части долей) не могут быть признаны сделками по реализации в смысле, придаваемом этому понятию ст. 39 НК РФ. В связи с этим на указанные операции по распределению между участниками хозяйственного общества долей (части долей) в уставном капитале общества, принадлежащих обществу, нормы подп. 1 п. 1 ст. 146 и подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не распространяются.

Из сказанного Минфином России следует, что операция по распределению обществом доли вышедшего участника между другими участниками пропорционально их долям в уставном капитале в принципе не является объектом обложения НДС.

Отметим, что не является объектом обложения НДС и операция по отчуждению вышедшим участником своей доли обществу. Так, АС Уральского округа в постановлении от 15.11.2023 № Ф09-7430/23 по делу № А76-29741/2022 рассмотрел ситуацию, когда компания вышла из состава участников путем отчуждения доли обществу с выплатой ей действительной стоимости доли. Налоговики посчитали, что компания реализовала долю обществу и необоснованно не учла данную операцию, подпадающую под действие подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ, при расчете 5% барьера. И поскольку с учетом данных расходов доля совокупных расходов превысила 5%, компания неправомерно приняла к вычету НДС по товарам, работам, услугам, используемым как в облагаемых, так и в необлагаемых НДС операциях. Суд с такой трактовкой положений налогового законодательства не согласился. Он указал, что выход из общества путем отчуждения доли обществу не признается реализацией имущественного права по смыслу ст. 39 НК РФ, и потому не подлежит учету при определении 5% барьера.