Промпредприятиям могут разрешить делиться свободной электросетевой мощностью

| статьи | печать

Минэнерго предлагает снять запрет для промышленности на передачу свободных электросетевых мощностей другим потребителям. Соответствующий проект постановления правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 02/07/11-23/00143492). Инициатива будет способствовать развитию мобильного интернета на автомобильных дорогах общего пользования, полагают ее авторы.

Описывая проблему, на решение которой направлен проект постановления, в Минэнерго отметили, что в настоящий момент ведомство совместно с Минцифры и Минтрансом прорабатывает вопрос создания инфраструктуры для размещения линий и оборудования связи при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, а также обеспечения технологического присоединения к электросетям базовых станций и инфраструктуры подвижной радиотелефонной связи вдоль автодорог. «Реализация общенациональной задачи по развитию мобильного интернета на автомобильных дорогах общего пользования в части обеспечения технологического присоединения к электрическим сетям базовых станций находится на особом контроле Правительства Российской Федерации», — говорится в сводном отчете к проекту постановления.

Также там отмечается, что объекты связи вдоль автодорог зачастую располагаются в значительной удаленности от объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций, поэтому стоимость мероприятий по техприсоединению высокая, что увеличивает расходы мобильных операторов и делает невозможным размещение объекта связи. На автодорогах существует своя инфраструктура, уже подключенная к электрическим сетям, но воспользоваться ею операторы связи не могут.

Дело в том, что действующими правилами установлено ограничение на осуществление опосредованного техприсоединения к электросетям. Потребители не могут перераспределять мощности энергопринимающих устройств, которые были подключены к электросетям после 1 января 2009 г.

Для повышения доступности энергетической инфраструктуры в Минэнерго предлагают снять эти ограничения. Вместе с тем в ведомстве напоминают, что необходимо убрать установленное ограничение по перераспределению мощности энергопринимающих устройств в связи с тем, что в феврале прошлого года принят федеральный закон, который скорректировал подход к определению платы за техприсоединение к электросетям.

Комментарий эксперта

На что направлен проект документа?

Проект постановления направлен на уточнение вопросов подачи заявок на технологическое присоединение, какие документы должны быть приложены к заявке, это изложено в п. 1—7 предлагаемых изменений.

Далее п. 8 регулирует сроки предоставления проекта договора и подписанных технических условий. Затем, в п. 9 и 10, оговаривают, какие существенные условия должен содержать договор.

И самый важный — п. 11, о котором идет речь в этой ста­тье, он касается изменений в п. 34:

Минэнерго предлагает в абз. 1 п. 34 исключить слова «до 1 января 2009 г.». Оставив: «лица, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в пределах действия соответствующего центра питания».

Не соглашусь с утверждением, которое мы видим в заголовках некоторых статей: из документа следует, что любой потребитель сможет снизить объем.

Здесь следует отметить, что не любой, а с учетом положений пункта 34 (3), то есть за исключением заявителей — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при технологическом присоединении по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно, лиц, осуществивших временное технологическое присоединение, а также физических лиц — до 15 кВт включительно, и заявителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также заявителей, не внесших плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств либо внесших такую плату не в полном объеме.

Последний п. 12 о присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания, максимальная мощность которых составляет не более 150 кВт включительно.

Какие проблемы будут решены, если документ будет принят?

В настоящее время в РФ существует проблема большого объема неиспользуемого электросетевого резерва, которая обсуждается не один год. Безусловно, есть регионы и предприятия в этих регионах, которые нуждаются в дополнительных мощностях, особенно малый и средний бизнес. Но как мы видели из разбора выше, как раз их это и не касается. Поэтому может получиться и так, что крупные потребители будут спекулировать на этом, предлагая различные схемы присоединения малого и среднего бизнеса. Вместо того чтобы сделать технологическое присоединение более доступным и прозрачным, может получиться так, что на этом можно будет заработать, что в конечном счете отразится на стоимости конечной продукции малого и среднего бизнеса и за все за это заплатит потребитель — рядовой гражданин РФ.

Какие меры еще могут помочь снижению избыточного объема максимальной мощности у отдельных потребителей?

Как было сказано выше, необходимо сделать технологическое присоединение более прозрачным и доступным, применить различные инструменты, снижающие риск посредничества и коррупции. Необходимо создать такие правила, при которых организации, завышающие объемы мощности и/или имеющие избыточный объем мощности, должны будут за нее платить. Безусловно, все это надо делать со здравым смыслом, поскольку любое предприятие может развиваться и должно иметь в резерве необходимые мощности.

Кроме того, в РФ огромная проблема предоставления электросетевыми предприятиями необходимой категории электроприемников для потребителя. Но это уже другая тема.