Трансформация закупок: переход от процессинга к созданию ценности

| статьи | печать

Мы живем в эпоху драматических изменений и вызовов. Скорость и непредсказуемость событий сильно влияют на бизнес, требуя постоянно соответствовать духу времени: трансформация функций, корпоративная культура и создание команд, способных самообучаться и развиваться, стала ключевой задачей для тех, кто не хочет потерять конкурентные позиции на рынке. Директор по закупкам Первой грузовой компании (ПГК) Наталья Сунцова поделилась практическим кейсом трансформации закупочной функции в компании, который поможет коллегам подобрать инструменты для диагностики ключевых проблем и наметить свой собственный вектор развития.

Трансформация стала основным девизом, в том числе для закупочных подразделений, которые самыми первыми в компаниях почувствовали на себе бремя текущих ограничений. С чего же мы начинали?

Прежде всего, чтобы определить проблемные зоны, мы провели оценку уровня зрелости по ключевым элемен­там: существующие бизнес-процессы, зрелость команды, NPS (Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности) внутренних клиентов, а также оценка эффективности закупочной функции на внешнем рынке.

Для оценки зрелости бизнес-процессов мы использовали широко известную методику AT. Kearney «Дом закупок», которая позволяет оценить зрелость функции и сравнить себя с лучшими отраслевыми практиками по следующим направлениям: управление персоналом, стратегия закупок, организационная структура, управление закупочными категориями, управление поставщиками, зрелость операционных процессов, управление эффективностью, информацией и знаниями.

Чтобы оценить внутренний климат и уровень взаимодействия между закупщиками и заказчиками, мы придумали простой опрос, который позволяет диагностировать четыре области: эффективность процесса закупок, зрелость SRM (взаимодействие с поставщиками), клиентоориентированность специалистов по закупкам по отношению к внутренним заказчикам, а также простоту процедуры закупок. Для этого можно с помощью любого инструмента проведения опроса обратной связи задать внутренним заказчикам следующие вопросы:

  • Заявки на закупку, инициатором которых являюсь я, исполняются в срок?

  • Я доволен качеством товаров/услуг, полученных в результате закупки?

  • В рамках обработки заявок я удовлетворен качеством взаимодействия с ответственным закупщиком?

  • Процедура закупок в компании является для меня понятной?

  • Я знаю, где могу получить всю необходимую информацию о процедуре закупок?

Измерить зрелость команды и уровень компетенций можно различными инструментами, которыми с удовольствием поделится HR любой компании (например, тестирование, выполнение самостоятельных заданий, анкетирование, опрос «360 градусов», оценка компетенции и прочее). Со своей стороны, мы остановились на проведении полноценного центра оценки с бизнес-кейсами, специально разработанными под специфику нашего бизнеса.

Несмотря на высокие трудозатраты мероприятия, центр оценки является наиболее объективным и всесторонним инструментом, позволяющим составить полноценный портрет участника, а также разработать индивидуальную программу развития для членов команды.

Конкурентоспособность закупочной функции на внешнем рынке можно понять, проведя аудит тендерной документации, посчитав среднее количество участников в тендере, а также фактические цены по отношению к средним значениям на рынке (спрэд).

Взвесив результаты анализа по всем вышеописанным четырем блокам, мы пришли к выводу, что высокоразвитыми компетенциями являются области, направленные на процессинг, а компетенциями, требующими развития, стали компетенции, создающие ценность для компании: зрелость персонала, понимание рынка и умение работать с ним. То есть именно те компетенции, которые позволяют компании сохранять лидерство и повышать свою конкурентоспособность в периоды нестабильности внешнего мира.

Для смещения фокуса с процессинга на создание ценности и прорывного роста зрелости функции, мы разработали и начали реализовывать следующий план.

1. Двухэтапное изменение структуры

Первый этап изменений был нацелен на усиление роли категорийного управления стратегическими группами закупок, а также на усиление коммуникации внутри команды и скорость принятия решений.

В рамках второго этапа нам удалось переместить пять FTE (Full-Time Employee — сотрудников полной занятости) с процессинговых позиций на позиции, создающие ценность. Этот этап был бы невозможен без отказа от избыточных рутинных операций и излишней бюрократии процессов, включая передачу части из них на аутсорсинг. В частности, мы уменьшили пакет необходимых документов и сократили процесс согласования. Добиться этого мы смогли благодаря введению нескольких практик:

  • сравнительный анализ с предыдущими данными — сопоставление с тем, как проходила прошлая закупка;

  • полное обновление информационных каналов тендеров, их автоматизация. В результате количество участников на тендер в среднем увеличилось на одного, что на 25% увеличило уровень конкурентной борьбы;

  • пересмотр закупочных лимитов и формат тендеров;

  • обязательный переговорный этап для закупщиков (средний спрэд к рынку был 3,5, стал 4,7).

2. Открытие культурного проекта, направленного на повышение удовлетворенности и понятности услуг Блока закупок для внутренних заказчиков

В компании ПГК культурные проекты — это мощный инструмент для изменений корпоративной среды, в нашем случае позволивший повысить уровень информированности бизнеса (инициаторов закупок в компании) о функции закупок, создать и закрепить положительный имидж и образ закупщика в компании как высококомпетентного профессионала в своей профессии, отзывчивого и готового всегда вникнуть в любую ситуацию и оказать помощь по ее разрешению.

Создана большая база данных по процессу закупки, включающая в себя и нормативные документы, и инструкции, и конкретные пошаговые сценарии для закупки различных групп продукции, и библиотеку технических заданий и типовых форм.

Также без дополнительных затрат в качестве промежуточного этапа перед полноценной диджитализацией на базе SRM-системы было найдено решение, позволившее выстроить workflow процессов от заказчика до поставки в уже имеющейся системе.

3. Пересмотр закупочного положения

Регламент по закупкам играет ключевую роль в построении эффективного процесса. При подготовке новой редакции, мы разделили потоки по принципу стратегических и нестратегических закупок, со строгой регламентацией действий по последним и смещением рутинных операций в сторону переговоров.

Отмечу, что подход разделения на стратегические и нестратегические закупки можно проследить во всех мероприятиях, начиная от изменений в структуре и заканчивая бизнес-процессами, которые мы заложили при разработке архитектуры цифровой экосистемы закупок.

4. Разработка программы обучения для сотрудников функции

Совместно с Ассоциацией профессионалов по закупочной деятельности и внутренней командой HR была разработана комплексная программа обучения, в которую входили как теоретические, так и практические занятия, включая обучение на рабочем месте. Целью программы было не только быстро и качественно повысить уровень команды, но и создать атмосферу постоянного развития и привить команде навыки самообучения.

Помимо общих обучающих мероприятий, для каждого сотрудника блока закупок был разработан индивидуальный план развития, включающий в себя и профессиональную литературу и практические тренинги и менторство.

5. Цифровизация

Третий и ключевой этап трансформации подразумевает глубокую цифровизацию закупочных процессов и создание закупочной экосистемы на базе трех инструментов: SRM, электронная торговая площадка и корпоративный интернет-магазин.

С помощью цифровизации каждая категория закупок будет закупаться по своему отдельному подпроцессу. Так, стратегические закупки закупаются с большим фокусом на категорийное управление и создание ценностей (поиск нестандартных решений). Нестратегические закупки следуют жестким стандартизованным процессам, с фокусом на переговорную часть (эффективный процессинг). Для третьего блока, так называемых «хвостовых» закупок, создается отдельная экосистема (корпоративный интернет-магазин), таким образом для проведения малоценных закупок больше не нужен отдельный человек из закупочного подразделения.

Архитектура выбранных инструментов покрывает все категории закупок, каждая из которых проводится по своему процессу в зависимости от категории закупок. Таким образом повышается прозрачность выбора, эффективность коммуникации как между заказчиком, так и между закупщиками и поставщиками. Кроме этого, существенно улучшается сервис для внутренних заказчиков.

Приятным бонусом от внедрения цифровых инструментов стало наличие аналитики на любой вкус и формат. Как известно, своевременный анализ служит необходимой базой для принятия решений.

Сейчас мы находимся еще в середине процесса трансформации, но уже видим первые результаты:

  • существенное увеличение эффективности закупочной деятельности, которая отражается в более конкурентных закупочных ценах по сравнению с рынком и найденным весомым экономическим эффектом в рамках категорийного управления;

  • сокращение рутинных операций;

  • рост уровня удовлетворенности работой закупочного подразделения среди внутренних заказчиков.

В завершение хотелось бы отметить, что ключевым фактором успеха любых изменений, является вовлечение команды во все этапы трансформации, поэтому очень важно сохранять открытый и своевременный диалог со всеми участниками. Чтобы «держать руку на пульсе» и вовремя получать обратную связь по всем нововведениям, мы регулярно используем такие инструменты, как опросы, встречи и открытые обсуждения.

 

Как изменилась работа отдела закупок в вашей компании после введения ограничений?

Комментарий эксперта

В первую очередь был сделан упор на цифровизацию закупок, это помогло оптимизировать все этапы тендерной процедуры. Все рабочие процессы были переведены на электронную торговую площадку, которая в свою очередь размещает предложения на других доступных агрегаторах. Таким образом, все торги проходят в режиме онлайн. Кроме того, проведены масштабные работы по автоматизации ERP-систем, что существенно ускоряет процесс инициирования, согласования и визирования закупок.

Основные результаты, которых удалось достичь благодаря внедренной цифровизации, — это увеличение объема конкурентных закупок и, соответственно, обеспечение оптимального объема конкуренции. На данный момент среднее количество участников в тендере в 2023 г. — шесть компаний, в то время как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял четыре компании. Кроме того, на 73% сократились фактические сроки проведения тендеров. Ранее процесс закупки составлял 26 рабочих дней, а теперь этот показатель составляет 15.

При трансформации закупок необходимо четко определить их целесообразность. В первую очередь нужно провести тщательный анализ бизнес-процессов в компании и понять основные сложности. Например, один из важных шагов — перевод последовательных процессов проведения закупки в параллельные. Таким образом, существенно сокращаются сроки проведения тендеров и увеличивается прозрачность процессов в целом.

Кроме того, важно также изучить движение закупки с точки зрения поставщика. К примеру, проанализировать процесс подачи предложения. Немаловажно, чтобы у всех участников были единые регламенты: подача заявок на одной торговой площадке, своевременное информирование о начале закупки, единый формат коммерческого предложения и понятные критерии оценки поставщика. Подобные нововведения повышают конкурентоспособность процесса.

Комментарий эксперта

Наше производство находится в основном в Китае, поэтому мы испытали сложности преимущественно с логистикой и денежными переводами, с поставкой некоторых компонентов тоже пришлось непросто.

Основная проблема связана с тем, что ограничения вводят постепенно, поэтому только придумали один способ нивелировать ограничение и разок им воспользовались, как начинают ужесточать требования и надо придумывать что-то еще. Поэтому закупки сейчас — это настоящий итеративный процесс. Мы уже более полутора лет не грузим «по накатанной» схеме. Это мешает долгосрочному прогнозированию бюджета и сроков поставки.

Если с логистикой еще более-менее понятно (пока), то с денежными переводами становится все хуже и хуже. Мы говорим про переводы в юанях, потому что переводы в долларах США и евро отсутствуют как класс. Переводы осуществляют по SWIFT, CIPS (китайский аналог SWIFT) в России не работает. Какие нюансы при этом возникают:

1. Приходится выбирать маленький, никому не известный банк в России, чем меньше и неизвестнее — тем лучше. Часто там обрабатывают все запросы руками, автоматизация в зачаточной стадии.

2. Любой банк-посредник из США, ЕС, Великобритании, Канады, Швейцарии и их дочки, где бы они ни находились, хоть на Марсе, блокируют транзакцию. Деньги ставят на перманентную проверку и не возвращают обратно. Поэтому приходится просить принимающую сторону искать другой банк, другой счет, другую компанию, которая сможет принять деньги из России. Банки Гонконга, например, отказываются открывать новые счета для транзакций из России.

3. Надо обязательно в назначении платежа указывать не только стандартно контракт и инвойс, но и за какой именно товар производится оплата. Варианты «за товар», «за запчасти», «за оборудование» и прочие очень расплывчатые формулировки не допускаются. Также некоторые банки требуют указывать код ТН ­ВЭД. Считается, что банк-посредник и банк-получатель проверяет, не является ли данный товар санкционным. А это очень болезненная тема, так как под санкциями находится, например, почти вся 85-я группа «Электрические машины и оборудование, их части…».

4. Валютный контроль России идет в ногу со временем — total control. Теперь пункт о способах оплаты в контракте занимает полстраницы, формулировки обязательно должен утвердить валютный контроль.

5. Деньги идут очень долго. При хорошем раскладе если сегодня вы хотите отправить деньги, то валютный контроль банка в России может их сутки проверять (даже если это стандартная транзакция на реквизиты, которые вы уже в цатый раз используете), завтра деньги спишут, еще через день деньги дойдут на транзитный счет в банк-получатель, а банк-получатель и валютный контроль Китая будут их проверять еще две недели. А деньги очень дорогие сейчас.

Отдельное заблуждение по параллельному импорту. Это не панацея. «Прежде чем продать что-то ненужное, надо сначала купить что-то ненужное». То, что правительство России уронило авторское право ниже плинтуса, не значит, что так сделали остальные страны, в том числе и Китай. Там все так же надо разрешение правообладателя на вывоз товара из Китая, на продажу в определенную страну — зависит от марки и номенклатуры.

И это только типичные ожидаемые проблемы, которые стоят перед нами каждый день. То, что будет завтра, — невозможно предугадать, особенно в преддверии высокого сезона.

Комментарий эксперта

Поиск альтернативных поставщиков — это всегда планомерная работа, которая никогда не прекращается.

До 2014 г. наша техника отчасти комплектовалась изделиями из США, Великобритании и европейских стран. Параллельно работе с действующими поставщиками еще тогда искали альтернативные варианты для потенциальной замены. Два лучших внесли в конструкторскую документацию, чтобы при необходимости быстро перейти на новые комплектующие. Это пригодилось уже в 2020 г., когда одна из компаний, производившая блоки управления, показала себя ненадежным поставщиком. Мы оперативно заместили их узлы электронными компонентами отечественного и белорусского производства.

При смене поставщиков в первую очередь стоит обратить внимание на основные характеристики (они должны быть на уровне уже поставляемых изделий). В арсенале всегда нужно иметь несколько вариантов замены, поэтому если новый поставщик устраивает по качеству и условиям, нужно обязательно смотреть, кто еще сможет закрыть эту потребность.