Правительство РФ продолжает корректировку положений Налогового кодекса

| статьи | печать

В третьем чтении принят правительственный законопроект № 379441-8 о внесении изменений в НК РФ об установлении особого порядка исчисления и уплаты страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования. Также на рассмотрение Госдумы 20 июля 2023 г. поступил правительственный законопроект № 406673-8 с изменениями в ст. 217 и 251 НК РФ.

Страховые взносы

С этого года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование исчисляются плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам, в виде единой суммы (п. 6 ст. 431 НК РФ, в редакции, действующей с 1 января 2023 г.).

Вместе с тем международным договором РФ могут быть установлены иные правила. И в этом случае, исходя из положений п. 1 ст. 7 НК РФ, приоритет имеет международный договор и страховые взносы должны уплачиваться с учетом положений такого международного договора.

В связи с этим в ст. 431 НК РФ законопроектом № 379441-8 вносятся изменения, устанавливающие порядок уплаты с выплат в пользу российских и иностранных граждан страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования в случаях, когда положениями международных договоров (соглашений) предусмотрено, что указанные лица застрахованы только по одному или двум из трех видов обязательного социального страхования в РФ. Согласно новому п. 6.2 ст. 431 НК РФ суммы страховых взносов с указанных выплат исчисляются отдельно по соответствующим видам (соответствующему виду) обязательного социального страхования в следующих размерах от суммы страховых взносов, исчисленной по единому тарифу или пониженному тарифу страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование — 72,8%;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 8,9%;

  • на обязательное медицинское страхование — 18,3%.

Еще одно изменение направлено на реализацию положений постановления Конституционного суда РФ от 11.10.2022 № 42-П. В нем было признано не соответствующим Конституции РФ возложение на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при неустановлении для них гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста. А законодателю предписано внести в действующее законодательство соответствующие изменения.

Во исполнение этого предписания Федеральным законом от 13.06.2023 № 257-ФЗ вышеуказанные лица были исключены из числа застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. А комментируемым законопроектом введен новый п. 1.4 ст. 430 НК РФ. Им установлено, что плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов.

Новым п. 1.3 ст. 430 НК РФ установлен размер страховых взносов для плательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, поставленных на учет в налоговых органах на территории ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей и осуществляющих деятельность в указанных субъектах РФ. Данные лица уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование только в совокупном фиксированном размере 14 400 руб. за расчетный период 2023 г., 25 200 руб. за расчетный период 2024 г., 36 000 руб. за расчетный период 2025 г., а начиная с 2026 г. — в размере, установленном п. 1.2 ст. 430 НК РФ.

Действие вышеперечисленных поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.

Льготы по НДФЛ и налогу на прибыль

С 1 января 2022 г. в ГК РФ действуют положения, предусматривающие ряд случаев безвозмездной передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или безвозмездного предоставления права пользования результатами интеллектуальной деятельности физическим и юридическим лицам, являющимся авторами результатов интеллектуальной деятельности по государственным или муниципальным контрактам либо исполнителями по ним. Однако на практике возникает ряд препятствий для реализации этих положений, связанных с необходимостью для лиц, безвозмездно получающих права на результаты интеллектуальной деятельности, уплачивать налоги.

Для устранения этих препятствий законопроектом № 406673-8 предлагается внести изменения в ст. 217 и 251 НК РФ. Согласно новым п. 94 и 94.1 ст. 217 НК РФ не будут облагаться НДФЛ доходы в виде исключительного права:

  • на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта, которое передано налогоплательщику государственным заказчиком, муниципальным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права;

  • на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение или секрет производства (ноу-хау), созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, полученному налогоплательщиком по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права в случае невыполнения предшествующим обладателем исключительного права на данный результат интеллектуальной деятельности обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности, полученного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;

  • доходы в виде права использования результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении государственного или муниципального контракта, которое передано налогоплательщику государственным заказчиком, муниципальным заказчиком по договору о безвозмездном предоставлении права использования такого результата или которое предоставлено по требованию государственного или муниципального заказчика обладателем исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности налогоплательщику для государственных или муниципальных нужд.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль предлагается не учитывать доходы:

  • в виде права использования результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении государственного или муниципального контракта, которое предоставлено по требованию государственного или муниципального заказчика обладателем исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности налогоплательщику для государственных или муниципальных нужд (новый подп. 51.1 п. 1 ст. 251 НК РФ);

  • в виде исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение или секрет производства (ноу-хау), созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, полученного налогоплательщиком по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права в случае невыполнения предшествующим обладателем исключительного права на данный результат интеллектуальной деятельности обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности, полученного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (новый подп. 51.2 п. 1 ст. 251 НК РФ);

  • в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта, или в виде права использования такого результата, переданные налогоплательщику государственным заказчиком, муниципальным заказчиком соответственно по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права или о безвозмездном предоставлении права использования такого результата (новая редакция подп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ).