Электронный адрес для бизнеса: что предлагает законодатель?

| статьи | печать

На днях в Госдуму на рассмотрение были внесены два законопроекта, которыми предусматриваются изменения в ст. 54 ГК РФ и в Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законопроекты направлены на улучшение взаимодействия государственных органов с субъектами предпринимательства, которые благодаря нововведению смогут регистрироваться в ускоренном порядке и своевременно получать юридически значимые сообщения.

Как принятие этой поправки может повлиять на бизнес, рассмотрим в материале.

По данным ФНС России по состоянию на 01.07.2023 в Москве прекратили деятельность в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, 369 679 юридических лиц. В Санкт-Петербурге – 111 840 юридических лиц. В большинстве случаев записи о недостоверности вносятся в ЕГРЮЛ в связи с отсутствием организаций по заявленному ими адресу.[1] Очевидно, действующий порядок нуждается в корректировке.

В пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в ст. 54 ГК РФ указано, что более 62% представителей малого и среднего бизнеса выступают за отмену обязанности указывать юридический адрес в момент государственной регистрации.

 Поправки с корпоративным элементом

В законопроектах предлагается скорректировать порядок и процедуру государственной регистрации организаций и ИП. В частности, предусматривается установить для них возможность регистрации по электронному адресу, сформированному в специальной государственной информационной системе при создании компанией или ИП личного кабинета. Для обеспечения связи с юридическим лицом также будет указан электронный адрес.

Отражено, что с помощью учетной записи должна:

  • обеспечиваться техническая возможность получения юридическом лицом юридически значимых сообщений,
  • определяться место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица; уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а в случае регистрации юридического лица по электронному адресу - соответствующий электронный адрес, по которому осуществляется общий доступ к учетной записи (личному кабинету) юридического лица, а также адрес электронной почты, связанный с учетной записью (личным кабинетом) юридического лица, для целей осуществления связи с юридическим лицом.

 Законопроектами не уточняется, какая именно специализированная система будет использована для такой регистрации, однако в пояснительной записке к одному из законопроектов указано, что конкретный порядок электронной регистрации позднее будет определен.

Если компанией принято решение о смене адреса юридического лица на электронный или наоборот, в регистрирующий орган теперь необходимо подать заявление и предъявить решение участников юридического лица. Таким образом, процедура смены адреса юридического лица на электронный никак не отличается от той, которая существовала ранее.

При этом авторы законопроекта все же сохранили географическую привязку: в информационной системе должно быть указано место нахождения постоянно действующего исполнительного органа компании или его законного представителя (для ИП- место жительства).

Однако на законодательном уровне закреплено, что адрес компании в пределах места ее нахождения должен быть указан в ЕГРЮЛ. Бизнес должен выполнять это требование, чтобы не потерять возможность осуществлять деятельность.

Как принятие этой поправки может повлиять на бизнес

Стоит отметить, что в случае принятия поправки помогут разрешению ряда организационных проблем, связанных с:

  • Высокими затратами бизнеса на аренду помещения или приобретение формального юридического адреса. В сегодняшних экономических условиях бизнес как никогда заинтересован сократить издержки на содержание офисов, которые фактически не используются при работе в удаленном формате.
  • Переходом существенного количества субъектов предпринимательства на удаленную форму занятости. Безусловно, большое влияние на переход бизнеса в электронный формат оказала пандемия. Кризисная ситуация показала, что и работники, и бизнес могут действовать удаленно, при этом качество выполнения работ или оказания услуг существенно не меняется.
  • Преодолением бюрократических процедур при регистрации компаний. Подобные изменения, однозначно, способствуют автоматизации системы госрегистрации. Возможно, уже в скором времени регистрация компаний/изменений в ЕГРЮЛ в части адреса будет занимать считанные минуты.
  • Активным развитием цифровизации российской экономики. Таким образом, законодатель старается адаптировать бизнес к новым реалиям ввиду постоянно меняющейся в стране и мире обстановки, цифровизации и популяризации дистанционного формата работы.


[1] https://www.nalog.gov.ru/rn77//related_activities/statistics_and_analytics/forms/13134463/

Прикрепленные файлы: