Потребительская уверенность россиян достигла лучшей динамики в постковидный период

| статьи | печать

Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил очередной анализ потребительских настроений населения России во II квартале 2023 г., основанный на результатах ежеквартального опроса домашних хозяйств, проводимого Федеральной службой государственной статистики во всех субъектах страны.

Напомним, что обобщающий индекс потребительской уверенности (ИПУ) рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Частные индексы рассчитываются на основе определения баланса оценок — разности между суммой долей определенно позитивных и 1/2 скорее позитивных и суммой долей определенно негативных и 1/2 скорее негативных ответов.

ИПУ — лучший после 2020 г.

Индекс потребительской уверенности во II квартале поднялся на отметку –15% — это, отмечают эксперты ЦКИ, лучший результат, достигнутый не только за год, но и за весь период компенсационной реабилитации последних 2,5 лет.

Авторы анализа констатируют, что последовательная позитивная коррекция ИПУ во II квартале прежде всего обусловлена повышенной интенсивностью положительных изменений двух его компонент из пяти, отражающих произошедшие и ожидаемые изменения в экономике России.

В частности, значимые улучшения в оценках населения выразились в индексе изменения экономической ситуации, который в итоге придал главный импульс динамике потребительской уверенности. Доля респондентов, отрицательно оценивших изменения, произошедшие в экономике за год, во II квартале по сравнению с I кварталом 2023 г. снизилась на 8 п.п., до менее половины участников опроса (49%). Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике, за год увеличилась на 2 п.п., до 13%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 6 п.п., до 38%.

Одновременно третий квартал подряд продолжили укрепляться благоприятные ожидания респондентов относительно краткосрочных изменений в экономике России, обусловив второй по значимости вклад в рост ИПУ.

Напомним, что, по данным Росстата, доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12 месяцев, во II квартале по сравнению с I кварталом 2023 г. увеличилась на 1 п.п. — до 19%. Удельный вес респондентов, считающих, что экономическая ситуация останется прежней, увеличился на 3 п.п. — до 47%. Доля негативных оценок уменьшилась на 4 п.п. — до 32%.

Ученые ЦКИ констатируют, что менее заметное воздействие внесли оставшиеся три частных индекса, аккумулирующие мнения населения относительно текущей и ожидаемой ситуации с личным материальным положением, а также благоприятности условий для крупных покупок.

Также дополним этот вывод авторов анализа данными Росстата. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, во II квартале по сравнению с I кварталом 2023 г. сохранилась на прежнем уровне и составила 11%, удельный вес нейтральных оценок увеличился на 1 п.п., до 57%, а доля отрицательных оценок уменьшилась на 1 п.п. и до 32%. Удельный вес респондентов, положительно оценивающих ожидаемые изменения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, во II квартале сохранился на прежнем уровне и составил 11%, доля нейтральных оценок увеличилась на 2 п.п., до 68%, а отрицательных оценок — уменьшилась на 2 п.п., до 19%.

Аналогичную тенденцию аналитики ЦКИ отмечают и в отношении траектории индикатора, не входящего в расчет композитного ИПУ, — индекса благоприятности условий для формирования сбережений.

Потребительская уверенность выросла во всех возрастных группах

Во II квартале текущего года все три анализируемые группы респондентов, принимающих участие в ежеквартальных опросах Росстата о потребительских настроениях населения, одновременно продемонстрировали рост индекса потребительской уверенности.

Авторы анализа подчеркивают, что в текущем периоде впервые за последние годы лидером по интенсивности восстановления уверенности стало население средней возрастной группы (30—49 лет) — ИПУ по сравнению с предыдущим кварталом повысился на 4 п.п. и составил –13%.

В младшей возрастной группе, которая осталась лидером среди всех возрастных групп, позитивная тенденция в динамике ИПУ продолжила развитие, но меньшим темпом — ИПУ увеличился на 2 п.п., поднявшись до значения –11%. Аналогичный темп изменений зафиксирован и в старшей возрастной группе респондентов (50 лет и больше), в результате чего итоговое значение ИПУ составило –17%.

У России среди европейских стран лучшая динамика ИПУ

Эксперты ЦКИ указывают, что за последний год потребительские настроения скорректировались практически во всех странах ЕС, однако на фоне среднесрочной ретроспективы их обновленные оценки остаются исторически неблагоприятными. Самая значительная негативная динамика ИПУ продолжает сохраняться в Венгрии, Словении, Греции, Эстонии, Португалии, Болгарии, Австрии, Латвии, Словакии и Чехии, где ИПУ в июне текущего года даже после компенсационного роста достигал значений ниже –20%.

«В рейтинге 24 стран по итогам первой половины 2023 г. Россия не только закрепила свое присутствие в первой десятке, но и после прошлогодней деформации показала самый высокий результат по динамике восстановления потребительской уверенности. В частности, ИПУ к июню прошлого года возрос на 16 п.п., установив абсолютный рекорд среди них», — констатируют ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.