Российский легковой авторынок стоит перед тройной развилкой

| статьи | печать

В очередном бюллетене «О чем говорят тренды» специалисты Банка России отдельной темой рассмотрели ситуацию на рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Они считают, что в силу высокой неопределенности относительно будущих результатов структурной перестройки отечественного рынка легковых автомобилей в той или иной степени реализуются, скорее всего, все три направления развилки.

Эксперты регулятора отмечают, что в последние два десятилетия динамика производства и продаж автомобилей была нестабильной, находясь под воздействием глобальных и локальных экономических и геополитических факторов, которые вызывали значительные структурные сдвиги. В прошлом году среди сегментов российской экономики одним из наиболее чувствительных к действию санкций оказался автомобильный рынок, который к тому моменту еще не полностью восстановился от коронавирусного шока глобальных цепочек поставок. Снижение поставок привело к значительной просадке внутреннего производства и импорта автомобилей, а выросшая неопределенность и значительное увеличение цен — к снижению спроса.

После падения в II квартале 2022 г. автомобильный рынок постепенно восстанавливается, но уровень производства остается примерно в три раза ниже, чем до падения. Авторы анализа считают, что российским производителям потребуется дополнительное время для того, чтобы в полной мере решить проблемы с заменой поставщиков комплектующих. По данным Росстата, сообщают они, объем запасов автомобилей продолжает снижаться.

О чем говорят финансовые потоки

Картину финансового состояния основных участников автомобильного рынка отражают финансовые потоки автопроизводителей и предприятий, специализирующихся на торговле автомобилями, то есть фирм в отраслях «Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» и «Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт». Аналитики Банка России констатируют, что падение входящих финансовых потоков в производстве в 2022 г. было более выраженным, чем в продажах. Динамика финансовых потоков в I квартале 2023 г. в производстве подтверждает тенденцию постепенного восстановления, которое пока носит неустойчивый характер. При этом рост исходящих финансовых платежей в производстве может косвенно указывать на рост издержек в связи с перестройкой цепочек поставщиков.

Стоит согласиться с обоснованностью последнего предположения авторов анализа, поскольку исследования в других отраслях подтверждают увеличение издержек предприятий из-за смены производственных контрагентов и логистики.

Текущие тенденции

Объем продаж новых автомобилей в этом году также медленно восстанавливается. При этом разрыв с уровнем продаж до падения в 2022 г. немного меньше, чем в динамике производства. Это указывает экспертам Банка России на опережающее восстановление импорта новых легковых автомобилей. Причем оно происходит в натуральном объеме более интенсивно, чем в стоимостном, что, по их мнению, может говорить о снижении доли премиальных легковых автомобилей, переориентации импорта в сторону новых автомобилей с меньшей мощностью двигателя. В целом это отражает структурное изменение внешних поставок автомобилей: доля продаж автомобилей иностранных марок из недружественных стран в I квартале составила всего около 6% при значительном увеличении доли продаж китайских производителей.

После существенного сокращения общего количества новых кредитов на покупку автомобиля в период с марта по август 2022 г. за последние месяцы динамика автокредитов частично восстановилась и стабилизировалась, но все еще находится ниже уровня начала 2022 г.

Эти утверждения авторов анализа дополним данными Национального бюро кредитных историй (НБКИ): с января текущего года в выдаче автокредитов преобладала повышательная тенденция — количество ежемесячно выдаваемых кредитов на покупку автомобилей выросло с 48,8 тыс. в декабре 2022 г. до 68,8 тыс. в апреле 2023 г. (против 66,5 тыс. в докризисном феврале прошлого года); за январь — апрель 2023 г. объем выданных автокредитов составил 297,3 млрд руб., что на 41,8% больше в годовом сопоставлении (было 209,8 млрд руб.), но все еще на 12,7% меньше, чем за четыре месяца «спокойного» 2021 г. (340,6 млрд руб.); а средний размер автокредита с февраля увеличивался и достиг в апреле 1,31 млн руб., что, однако, немного уступает значению предкризисного февраля 2022 г. (1,33 млн руб.).

При этом эксперты Банка России отмечают, что объем кредитования покупок автомобилей с пробегом в последние кварталы резко вырос и стал превышать объем кредитования на покупки новых автомобилей, тогда как в предыдущие годы объем кредитования в сегменте подержанных автомобилей был в разы ниже, чем в сегменте новых. На увеличение спроса на подержанные автомобили указывает и рост их импорта. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», импорт подержанных легковых автомобилей за 2022 г. составил 259,7 тыс. штук, что на 35% больше объема импорта новых автомобилей в прошлом году. За период с января по апрель текущего года была ввезена 141 тыс. подержанных автомобилей, что на 17% больше ввоза новых машин. Такие изменения во многом стали следствием ограниченности предложения новых автомобилей: оно не успевает подстраиваться под растущий спрос, заключают авторы анализа.

Их тревожит, что пониженное предложение новых автомобилей и увеличение поставок подержанных машин из-за рубежа вместо новых могут привести к дальнейшему старению автопарка. Эксперты регулятора констатируют, что в предыдущие годы средний возраст парка постепенно рос, даже при тех объемах продаж новых автомобилей, который наблюдался до падения 2022 г. Например, в 2021 г. по сравнению с 2011 г. доля автомобилей возрастом 7—10 и 11—15 лет была значительно больше, тогда как доля автомобилей моложе шести лет сократилась.

Напомним самые последние соответствующие данные агентства «АВТОСТАТ» от 12 июня: средний возраст легковых автомобилей в России на 1 января 2023 г. составил 14,7 года.

При этом обеспеченность собственными легковыми автомобилями в России составила 328 штук на 1 тыс. человек в 2021 г., что на 35% выше, чем в 2011 г. Такой уровень обеспеченности гораздо ниже среднего уровня в развитых странах, но сопоставим со средним уровнем в странах с формирующимися рынками, констатируют аналитики регулятора.

Они также отмечают, что на 1 января 2018 г. в среднем возраст легковых автомобилей отечественного производства (16,6 года) был на пять лет старше, чем иномарок (10,9 года). В зависимости от региона возраст автопарка варьируется. По данным агентства «АВТОСТАТ», в Москве самый молодой автопарк (средний возраст — 10,4 года). Наиболее старые легковые автомобили находятся на Камчатке (24,4 года). По мнению экспертов Банка России, высокий средний возраст частично может объясняться тем, что старые автомобили, которые уже не используются для передвижения, не снимаются с регистрации и таким образом попадают в статистику.

Оценка перспектив

Авторы анализа ожидают, что дальнейшее восстановление экономики по мере адаптации к изменившимся внешним условиям будет поддерживать расширение потребительского спроса, в том числе и на автомобили. Дополнительный спрос на них делает все более актуальной необходимость обновления стареющего автопарка. На этом фоне эксперты регулятора видят три основных направления для рынка автомобилей в зависимости от реакции предложения:

1. Расширение производства на уже существующих площадках российских и иностранных производителей. Это потребует решения проблем с поставками комплектующих для российских производителей и создания привлекательных условий для захода на простаивающие площади новых иностранных производителей из дружественных стран.

2. Увеличение импорта автомобилей (как новых из дружественных стран, так и подержанных). В случае если расширение внутреннего производства окажется недостаточным, удовлетворить спрос может увеличение поставок готовых автомобилей из-за рубежа. Похожая модель функционирования уже была характерна для российского рынка автомобилей в период с 2000-х до середины 2010 г.

3. Поддержание существующего автопарка. Если расширения предложения автомобилей по первым двум каналам будет недостаточно для удовлетворения спроса, потребители будут вынуждены продлевать сроки использования своего текущего парка. Это может привести к значительному росту спроса на услуги по текущему и капитальному ремонту автомобилей и на запчасти.

Отдельной дополнительной развилкой аналитики Банка России видят активное развитие рынка каршеринга. Он позволяет частично удовлетворять спрос на самостоятельные поездки без владения автомобилем в условиях ограниченного предложения новых машин.

«Неопределенность относительно того, каким будет итог структурной перестройки рынка автомобилей, пока высока. Скорее всего, в той или иной степени реализуются все три развилки. При этом некоторая настройка нового равновесия мерами экономического характера (импортные пошлины на новые автомобили и комплектующие, требования по локализации, налоговый режим) вполне возможна, но требует понимания баланса рисков и выгод от принимаемых решений», — считают эксперты регулятора.

 

Динамика продаж в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей, % к соответствующему периоду предыдущего года

 

За месяц

С начала года

2022

январь

–3,7

–3,7

февраль

–4,8

–4,3

март

–62,9

–28,4

апрель

–78,5

–43,0

май

–83,5

–52,0

июнь

–82,0

–56,9

июль

–74,9

–60,5

август

–62,4

–60,7

сентябрь

–59,6

–59,8

октябрь

–62,8

–60,8

ноябрь

–61,6

–60,9

декабрь

–50,2

–58,8

2023

январь

–63,1

–63,1

февраль

–62,1

–62,5

март

–10,6

–44,7

апрель

+70,6

–37,8

май

+112,1

–26,0

Источник: АЕБ