Зеленые вызовы для Евразии

| статьи | печать

Специалисты Евразийского банка развития (ЕАБР) в новом аналитическом докладе проанализировали состояние и возможности низкоуглеродного развития государств Евразийского региона. Главными «болевыми точками» они называют энергетику, транспорт, промышленность и городскую среду.

Авторы доклада сообщают, что доля Евразийского региона в мировых объемах выброса углекислого газа превышает его вес в мировой экономике. В 2021 г. она составила 6%, в то время как доля стран в мировом ВВП — 3,9%, в мировом населении — 2,9%. В отдельных странах региона картина отличается. Россия — основной нетто-эмитент углекислого газа. Ее доля в общемировых выбросах — 4,7%, прежде всего ввиду крупнейшего энергосектора и промышленного комплекса среди прочих экономик региона. Далее следует Казахстан с долей в мировых выбросах на уровне 0,7% из-за масштабного производства электроэнергии на угле. Выбросы углекислого газа на душу населения в этих странах значительно превышают среднемировое значение (4,7 т на человека в год): в Казахстане — 14,4, в России — 12,1. Наименьшие значения этого показателя среди стран региона — в Кыргызстане (1,4) и Таджикистане (1,1) в связи с высокой долей ГЭС в энергетике. Средневзвешенный по населению объем выбросов углекислого газа в регионе составил в 2021 г. 9,9 т на человека.

На энергетику, сельское хозяйство, промышленность, транспорт и здания приходится основной объем выбросов парниковых газов в странах региона. Доля электро- и теплоэнергетики в выбросах парниковых газов составила 42,5% в 2019 г., в Беларуси и России эта доля еще выше (48,6 и 44,1% соответственно). Для ряда стран региона большое значение имеют выбросы в сельском хозяйстве. В частности, в Кыргызстане они формируют 40,4% всех выбросов, в Таджикистане — 37,3%, в Беларуси — 30,7%. Выбросы в транспортном секторе значимы для Армении (21%) и Беларуси (18,4%); выбросы, связанные с эксплуатацией зданий, прежде всего ввиду энергии, поступающей преимущественно с угольных электростанций, — для Кыргызстана (37,5%) и Казахстана (16,3%). В России в связи с развитой добывающей промышленностью на общий объем выбросов парниковых газов сильное влияние оказывают фугитивные выбросы — на них приходится 28,2%.

Цели поставлены

Эксперты ЕАБР называют следующие перспективы перехода к углеродной нейтральности в регионе: к 2060 г. — Казахстан (с оценкой стоимости достижения такой цели в 666,5 млрд долл.) и Россия (с оценкой стоимости до 480 трлн руб., или порядка 6,5 трлн долл.), к 2050 г. — Кыргызстан (оценка стоимости — около 10 млрд долл.), Армения планирует принять обязательства по достижению углеродной нейтральности к этому сроку, Узбекистан также намерен достичь углеродной нейтральности в энергетическом секторе в 2050 г. Помимо этого, страны ведут разработку и внедрение национальных концепций, программ и стратегий низкоуглеродного развития. В 2021 г. Россия приняла Стратегию социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. В 2023 г. Казахстан утвердил Стратегию достижения углеродной нейтральности до 2060 г.

Делается уже

Снижению выбросов парниковых газов способствует развитие национальных рынков углеродных единиц и кредитов. Пока наиболее развитой в регионе является казахстанская система биржевой торговли углеродными единицами, запущенная в 2013 г., со средней стоимостью углеродного кредита в 1 долл. за 1 т. Система торговли квотами в Казахстане охватывает более 220 промышленных предприятий, ежегодные выбросы которых составляют свыше 20 тыс. т эквивалента CO2 в год. В России экспериментальный запуск такой системы проводится в Сахалинской области.

С учетом международного опыта координация работы по созданию национальных рынков углеродных единиц с перспективой формирования общего регионального рынка или евразийской системы углеродных единиц, кредитов и трансграничного налогообложения авторам анализа представляется перспективной задачей для стран ЕАЭС. Для дальнейшего стимулирования декарбонизации промышленности, а также с учетом ужесточения климатической политики торговых партнеров аналитики ЕАБР считают целесообразным введение собственного углеродного налога, направленного на сокращение выбросов парниковых газов. По их мнению, национальный или региональный углеродный налог должен быть недискриминационным, не должен создавать барьеров для торговли внутри ЕАЭС, но в то же время должен позволить направлять дополнительные ресурсы на финансирование зеленых проектов.

Разработка и внедрение зеленых таксономий — также принципиально важная задача. Страны ЕАЭС уже разрабатывают таксономии зеленых проектов. Таксономии приняты в Казахстане и России, ведется разработка таксономии проектов устойчивого развития в Кыргызстане и таксономии зеленого финансирования в Беларуси.

Существенную помощь странам региона в разработке зеленых таксономий призвана оказать принятая в 2023 г. модельная таксономия ЕАЭС, цель которой — ускорение и гармонизация процесса зеленой трансформации в рамках Союза.

Специфика зеленого перехода

Ее для отдельных стран региона авторы доклада связывают с двумя факторами — с особенностями отраслевой структуры выбросов и доступностью инвестиций для зеленой трансформации. Так, богатый водно-энергетический потенциал Кыргызстана, России и Таджикистана предопределяет развитие гидроэнергетики как магистрального пути зеленой трансформации этих стран. Солнечная энергетика способна внести особый вклад в зеленую трансформацию экономики Армении и Узбекистана. Электрификация железных дорог, в том числе в рамках Евразийского транспортного каркаса, создает предпосылки для всего региона по снижению углеродного следа, в том числе и от международного транзита контейнеров, а также является основой для развития зеленой мобильности.

Большое значение для энергоперехода в странах региона имеет ядерная энергетика. Эта отрасль включена в таксономию проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в России, в модельную таксономию зеленых проектов ЕАЭС и в целом получила признание в мире в качестве зеленой, несмотря на свою неоднозначность, в том числе в рамках таксономии ЕС. Запланировано строительство новых атомных энергоблоков в Армении и Беларуси. В Узбекистане ведется подготовка к строительству первой АЭС.

Аналитики ЕАБР справедливо констатируют, что без поэтапного отказа от использования угля в качестве топлива невозможно достижение амбициозных климатических целей. Угольная электрогенерация попрежнему составляет весомую долю в суммарных выбросах парниковых газов, а в отдельных странах региона ее доля достигает 80% энергомощности. В Казахстане cжигание угля — основной источник выбросов парниковых газов (65,4%). Важнейшим шагом должен стать отказ от использования угля в качестве топлива домохозяйствами.

Декарбонизация энергетики и транспорта приоритетна для стран региона. Использование ВИЭ, в первую очередь водно-энергетического потенциала, а также внедрение энергоэффективных технологий — ключевые области приложения климатических усилий стран региона. Повышение энергоэффективности рассматривается в качестве одного из ключевых элементов стратегий по снижению углеродоемкости экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве и жилищном строительстве. Кроме того, в странах региона принимаются комплексные меры по стимулированию использования электротранспорта и развитию сопутствующей инфраструктуры. В частности, Армения планирует до 2030 г. увеличить число электромобилей в стране до 100 тыс. единиц, в Беларуси поставлен аналогичный ориентир на 2025 г. В России к 2030 г. число электромобилей, в том числе отечественного производства, может достичь 1,4 млн единиц.

Финансирование

Эксперты ЕАБР отмечают, что рынок ESG-финансирования в Евразийском регионе сравнительно мал, но активно развивается: общий объем выпуска ESG-облигаций достиг в 2022 г. 4,9 млрд долл. Так, в Армении в 2020 и 2022 гг. ЗАО «Америабанк» разместило два выпуска зеленых облигаций — на 42 млн евро и порядка 14,4 млн долл. соответственно. Беларусь в 2022 г. осуществила дебютный выпуск государственных зеленых облигаций объемом около 70 млн долл. В Казахстане общий объем выпуска ESG-облигаций за 2020—2022 гг. достиг 536 млн долл., в Кыргызстане — 330 тыс. долл. В России объем эмиссии ESG-облигаций на площадке Московской биржи составил за аналогичный период порядка 3,3 млрд долл. В Узбекистане в 2021 г. были выпущены государственные облигации общим объемом 870 млн долл., направленные на достижение целей устойчивого развития (ЦУР).

При этом авторы доклада указывают, что законодательные акты стран Евразийского региона не предоставляют существенных преимуществ или стимулов эмитентам ESG-ориентированных долговых инструментов или инвесторам в них. В регионе могут быть востребованы такие меры, как субсидирование купонной выплаты зеленых облигаций и процентных выплат зеленых кредитов, налоговые льготы для инвесторов, снижение риск-весов для держателей зеленых облигаций, снижение резервных требований и т.д.

Также эксперты ЕАБР считают, что для привлечения инвестиций в регион необходима координация усилий действующих здесь международных банков развития. Пока на страны Центральной Азии в 2021 г. приходилось только 4% от объема климатического финансирования стран с низким и средним уровнем доходов.

Общие интересы, считают авторы доклада, могут быть эффективно представлены на международных площадках по климатическому регулированию. Для этого потребуется объединить усилия по прогнозированию климатических рисков, адаптировать и применять международные практики и стандарты по оценке выбросов парниковых газов.

Координация стран Евразийского региона по климатическим вопросам целесообразна в рамках ЕАЭС и Большого Евразийского партнерства в формате рамочной программы действий «Евразийский зеленый курс», рекомендуют эксперты ЕАБР.

 

Выбросы углекислого газа на душу населения в странах Евразийского региона в 2021 г., т на чел./г.

Страна

Значение

Казахстан

14,4

Россия

12,1

Беларусь

6,2

Узбекистан

3,6

Армения

2,4

Кыргызстан

1,4

Таджикистан

1,1

Источник: ЕАБР