Больше работников, хороших и разных

| статьи | печать

Дефицит кадров, по словам президента Владимира Путина, становится одной из ключевых проблем экономики. Для его преодоления нужно использовать потенциал регионов с безработицей и наращивать профподготовку работников. Важно также, по оценке Счетной палаты, проводить в компаниях политику разнообразия и инклюзии, которая позволяет привлекать женщин, людей пожилого возраста и с ограниченными возможностями.

Одним из барьеров на пути стабильного экономического роста сегодня, по мнению главы государства, может стать нехватка кадров. «На фоне всех сложностей прошлого года отечественные предприятия избежали массовых сокращений сотрудников, сохранили коллективы, — подчеркнул В. Путин на совещании по экономическим вопросам. — Сейчас ситуация принципиально иная. С учетом исторически минимальной безработицы — в целом по стране в 3,5% — по многим направлениям просто не хватает рабочих рук».

Чтобы справиться с дефицитом работников, необходимо, по словам президента, выполнить три главные задачи.

Во-первых, использовать кадровый потенциал регионов, населенных пунктов, где пока еще сохраняется высокий уровень безработицы.

Во-вторых, применять технологии бережливого производства и автоматизации во всех отраслях экономики и в социальной сфере, в результате чего можно задействовать дополнительные внутренние кадровые резервы.

В-третьих, увеличить инвестиции в подготовку специалистов по самым важным, востребованным профессиям.

«Мы уже договорились расширить программу „Профессионалитет“, в рамках которой получат развитие инженерные школы, будут построены новые кампусы вузов, увеличено финансирование программы „Приоритет-2030“», — отметил В. Путин.

Глава государства также выделил пилотный проект «Заработаем вместе», который реализуется в Сахалинской области. Он позволяет жителям региона в сжатые сроки пройти переобучение и переподготовку, получить новые компетенции.

Еще одним источником формирования трудовых ресурсов может стать политика разнообразия и инклюзии, которую могут проводить отечественные компании. Она помогает привлекать на работу социально уязвимые группы населения: женщин, сотрудников пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями здоровья и этнические меньшинства.

К сожалению, пока осведомленность руководства и кадровых служб компаний о «политике разнообразия и инклюзии», как показал опрос Счетной палаты, находится на низком уровне. Почти треть опрошенных даже не слышали ранее о таком понятии. От 30 до 40% предприятий что-то слышали, но не знают подробностей.

Такая ситуация характерна для всех компаний вне зависимости от их размера и федерального округа (ФО). Наименее осведомленными среди ФО являются Уральский и СевероКавказский: 72 и 76% опрошенных здесь «ничего не слышали или не знают подробностей о политике разнообразия и инклюзии».

Тем не менее в 73% компаний в целом по стране отметили, что поддерживают идею политики инклюзии и разнообразия в той или иной степени и, вероятно, более активное ее продвижение не будет встречать сопротивления со стороны сотрудников.

При этом четко оформленные инклюзивные правила и нормы отсутствуют не менее чем в половине компаний.

Основными инициаторами обеспечения разнообразия и инклюзии на рабочих местах чаще всего становятся руководство компании (55% опрошенных) или HR-службы (26%). Таким образом, если в компании и возникают инициативы обеспечения разнообразия и инклюзии на рабочих местах, они редко приходят на предприятие извне. Чаще они спускаются «сверху», а 21% респондентов отвечают, что «так сложилось само собой».