Правила бартера во внешнеэкономической деятельности актуализируют

| статьи | печать

Минфин подготовил поправки в Правила осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета1 (ID 02/07/03-23/00136841). Согласно пояснительной записке к проекту постановления правительства они подготовлены с учетом анализа правоприменительной практики в целях уточнения положений, связанных с реализацией таможенными органами полномочий по контролю за внешнеторговыми бартерными сделками и их учету.


1 Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета» (вместе с Правилами осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета), далее — Правила.

Комментарий эксперта

Основные изменения предлагается внести в полномочия таможенных органов.

Минфин предлагает следующие доработки в Правила.

В частности, включить в компетенцию ФТС России и таможенных органов РФ контроль бартерных сделок, которыми предусмотрена возможность российского лица реализовать товар, полученный в рамках внешнеторговой бартерной сделки от иностранного лица, за пределами территории РФ, что допускается ч. 2, 5 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ).

В рамках контроля бартерных сделок таможенные органы будут вправе запрашивать у российских юридических и физических лиц документы, подтверждающие реализацию товаров за пределами РФ, получение платежных средств и зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от реализации товаров за пределами РФ.

В случае внесения изменений во внешнеторговую бартерную сделку юридические и физические лица должны будут представить в таможенные органы РФ сведения о них в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем оформления документов, подтверждающих данные изменения. Сейчас в подобных случаях предоставления сведений не требуется.

Также Минфин предлагает отказаться от привязки к подконтрольности бартерных сделок к конкретному таможенному органу по территориальному признаку. Данное изменение обусловлено переходом на экстерриториальный принцип декларирования товаров через электронные таможни.

Кроме того, предлагается исключить п. 9 и 21 из Правил и актуализировать п. 17 и 22 в связи с тем, что высокий уровень цифровизации процессов, осуществляемых должностными лицами таможенных органов, позволяет упростить доступ к соответствующим сведениям о бартерных сделках и автоматизировать процессы передачи данных и формирования статистической информации о результатах исполнения бартерных сделок.

Исходя из вышеизложенного, а также из анализа всех предложенных изменений в Правила осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, можно сделать вывод, что главной целью данного проекта Минфин преследует актуализировать контрольную деятельность таможенных органов РФ в отношении внешнеторговых бартерных сделок, в связи с произошедшими за последние 10 лет в законодательства ЕАЭС и РФ изменениями, а также с возросшим уровнем цифровизации процессов в деятельности таможенных органов РФ.

Комментарий эксперта

Внешнеторговые бартерные сделки (или бартерные контракты, ВБС) — это товарообменные сделки, используемые во внешнеэкономической деятельности. В отличие от купли-продажи (поставки), где правоотношения сторон строятся по схеме «товар против денег», в бартерных сделках происходит обмен «товар против другого товара».

Из-за новейших ограничений и запретов, осложняющих трансграничные расчеты между сторонами ВЭД, а также быстро меняющейся экономической ситуации данные сделки могут способствовать увеличению товарообмена с иностранными производителями и покупателями, что делает использование ВБС в коммерческой деятельности более актуальным, равно как и соответствующее законодательное регулирование.

Из-за возможности приобрести товар без использования реального перечисления денег ВБС снижают валютные риски и риски неплатежа контрагента. Тем не менее не следует возлагать на ВБС большие надежды, так как из-за несопоставимости товаров данная ВБС может охватить крайне ограниченное количество операций. Однако ВБС может быть востребована на узкоспециализированных рынках — например, нефтегазовых или машиностроительных.

Следует заметить, что формально данные сделки не являются меной. По ВБС устанавливается специальная обязанность сторон обеспечить равноценность стоимостей товаров (работ, услуг) по ВБС (п. 2 ст. 45 Закона № 164-ФЗ). Помимо указанного федерального закона, ВБС регулируются соответствующими Правилами.

Однако сейчас Минфин предложил внести ряд изменений в Правила. Согласно текущему тексту проекта, в основном устанавливаются новые полномочия таможенных органов по составлению и учету паспортов ВБС — в том числе уточняются сроки внесения соответствующей информации, требуемой для формирования и обновления документа учета ВБС, а также устанавливается срок предоставления в таможню подтверждающих документов.

Данные уточнения необходимы для обеспечения правильного формирования данных о ВБС и снижения правовой неопределенности в регулировании сроков представления документов.

Изменения, предусмотренные рассматриваемым проектом, также касаются приведения постановления в соответствие с терминологией права ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании.

Следует полагать, что изменения, вносимые проектом, корректируют текущее регулирование ВБС исходя из опыта сложившейся коммерческой практики в данной сфере. Какие-либо принципиально новые моменты не устанавливаются, однако в целом вносимые проектом правки можно оценить как позитивные.

Комментарий эксперта

Проект подготовлен с учетом правоприменительной практики в таможенной сфере.

В частности, предлагаемые проектом изменения в п. 4 Правил в целом продиктованы переходом на принцип экстерриториальности декларирования товаров через электронные таможни (центры электронного декларирования). Такое декларирование во многом актуально в том числе для товарооборота с Китайской Народной Республикой.

При этом сегодняшний уровень цифровизации процессов, осуществляемых таможней с использованием Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), позволяет не требовать направления ФТС в компетентные таможенные органы деклараций на товары, произведенные в рамках внешнеторговых бартерных сделок, а также необходимость обеспечения контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок.

В общем плане действующая редакция Правил не полностью учитывает текущие положения ч. 2 и 5 ст. 45 Закона № 164-ФЗ, в которых заложена возможность реализации за пределами Российской Федерации товаров, полученных российскими компаниями от иностранных контрагентов по внешнеторговым бартерным сделкам. Поэтому предлагается привести Правила в соответствие с текущими положениями Закона № 164-ФЗ и, кроме того, признать утратившими силу п. 9 и 21 Правил, а также исключить неактуальные моменты из п. 17 и 22 Правил.

Далее, изменения в п. 10, 12, 13 и 20 Правил имеют своей целью регламентацию действий таможенных органов по созданию журналов учета внешнеторговых бартерных сделок, помимо прочего, уточнение условий обработки информации, необходимой для их формирования и обновления (п. 18 и 19).

В целях контроля внешнеторговых бартерных сделок и их учета уполномоченные таможенные органы требуют документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговым бартерным сделкам (продажа товаров за пределы Российской Федерации, получение платежей, внесение всех средств, полученных от продажи товаров за пределы Российской Федерации, на счет уполномоченного банка).

Проект постановления также регулирует срок представления российскими юридическими и физическими лицами в уполномоченные таможенные органы документов, подтверждающих внесение изменений в ранее представленные документы, необходимые для контроля внешнеторговых бартерных сделок и их учета (п. 6 Правил). Данное изменение необходимо для устранения неопределенности в отношении условий представления таких документов и обеспечения правильного формирования сведений о внешнеторговых бартерных сделках.

Комментарий эксперта

В условия ужесточения санкционного давления и ограничения доступа российским компаниям к международным банковским расчетам, высокотехнологичному оборудованию и технологиям государство находится в постоянном поиске механизмов, поддерживающих национальную экономику и позволяющих осуществлять закупку на внешних рынках необходимых товаров, работ, услуг и РИДов, что связано с постоянными изменениями законодательства в данной сфере.

В этом направлении в течение 2022 г. двигались изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (в том числе касательно репатриации валютной выручки), законодательства о специальных экономических мерах (многочисленные указы президента). Этого же касаются и предлагаемые изменения относительно контроля за внешнеторговыми бартерными сделками.

В отличие от обычных внешнеэкономических сделок, где в обмен на товары, работы, услуги и/или РИДы предоставляются денежные средства, внешнеэкономические бартерные сделки подразумевают обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а в случае несовпадения стоимости обмениваемых объектов — оплату разницы в цене.

Несмотря на то что еще в 2011 г. в ст. 45 (ч. 2, 5) Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» были внесены изменения, позволяющие резидентам не ввозить приобретенный за рубежом товар в Россию, осуществив в течение года с момента фактического получения его продажу и зачисление валюты на счета в уполномоченных банках, соответствующие правки в Правила внесены не были.

Предлагаемые изменения позволяют устранить данное несоответствие.

Так, согласно предлагаемому проекту, устанавливается порядок предоставления отчетных документов и учета исполнения по внешнеторговым бартерным сделкам, которые не подразумевают ввоза товара в Россию, вместо этого товар будет реализован за пределами России, в то время как в Россию должна быть репатриирована валютная выручка.

На практике данные изменения благоприятны для резидентов, которые зачастую сталкиваются с проблемами в случае противоречия нормативных правовых актов, что может привести к административной ответственности по ст. 14.50 КоАП РФ с наложением штрафа вплоть до полной стоимости товара.

Предлагаемые изменения не следует приписывать к механизмам обхода иностранных санкций, так как стороной сделки по-прежнему остается российское лицо. В то же время они позволяют решать ряд логистических проблем, а также добавляют гибкости в структурирование внешнеэкономических поставок.

Отдельно следует отметить предлагаемые изменения в абз. 2 п. 6 Правил, которыми устанавливаются сроки сообщения об изменениях в документах по внешнеторговой бартерной сделке и предоставления подтверждающих документов. Если ранее такого срока не было прямо установлено и существовала неопределенность относительно того, какой срок следует применять, теперь предлагается прямо закрепить в Правилах, что подтверждающие изменения документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней с момента их оформления.

Комментарий эксперта

Несмотря на то, что совершение внешнеторговых бартерных сделок регулируется Законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ и Правилами осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1207 (далее – Правила), на практике в последние годы такие сделки реализовывались не слишком часто. В прошлом году на фоне проблем с международными расчетами началась дискуссия об актуальности бартерных сделок как одного из альтернативных инструментов ВЭД. Кроме того, с момента принятия Правил произошли изменения в работе таможенных органов. Все это подтолкнуло доработку и актуализацию Правил.

Министерство финансов РФ опубликовал проект Постановления Правительства РФ, которым вносятся изменения в указанные Правила. Сейчас проект проходит публичные обсуждения. Предлагаемые изменения направлены на уточнение регулирования внешнеторговых бартерных сделок и требований по контролю за их осуществлением.

Во-первых, важнейшим изменением является отражение в Правилах возможности осуществления бартерной сделки без ввоза товаров в РФ и обязанности таможенных органов контролировать реализацию товаров за пределами РФ, получение средств и их зачисление на российские счета. Статья 45 Закона № 164-ФЗ предполагает, что товары, полученные по бартерным сделкам, могут быть получены и реализованы за пределами РФ при условии, что получение товаров документально подтверждается и они реализуются в течение года, а выручка зачисляется на счета в РФ. Тем не менее, действующая редакция Правил обязывает таможенные органы контролировать ввоз в РФ товаров, причитающихся по бартерным сделкам. На практике такая коллизия препятствует осуществлению бартерных сделок, не предполагающих ввоз товаров в РФ.

Во-вторых, участникам ВЭД стоит обратить внимание на предлагаемое установление срока предоставления таможенным органам документов по бартерной сделке, подтверждающих изменения в предоставленные ранее документы. Их необходимо будет предоставлять не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем оформления. С одной стороны, установление четкого срока устранит неопределенность и поможет избежать необоснованных претензий о несвоевременном предоставлении сведений. С другой – учитывая текущие сложности с пересылкой, может быть проблематично предоставить оригиналы документов в срок.

В-третьих, ряд поправок направлен на актуализацию Правил в связи с изменениями в работе таможенных органов, в частности использованием Единой автоматизированной информационной системы, и корректирование сроков обработки информации таможенными органами.

Таким образом, рассматриваемый проект не предполагает радикального изменения регулирования внешнеторговых бартерных сделок. Тем не менее, участникам ВЭД, которые практикуют или рассматривают возможность совершения таких сделок, стоит обратить на него внимание.