Сделки с российскими ценными бумагами с иностранцами из недружественных государств совершаются теперь только с разрешения комиссии или ЦБ РФ

| статьи | печать

В начале марта вступил в силу Указ Президента РФ от 03.03.2023 № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг» (далее — Указ), который будет действовать до отмены установленных им мер. Эксперты проанализировали для «ЭЖ-Юрист» влияние Указа на оборот ценных бумаг на российском рынке.

Комментарий эксперта

С вступлением в силу Указа на совершение сделок, связанных с переходом права собственности, передачей в доверительное управление или залогом акций российских АО, ОФЗ (облигаций федерального займа), облигаций российских эмитентов, инвестиционных паев ПИФов (далее — российские ценные бумаги), теперь необходимо получать предварительное разрешение Правительственной комиссии или Банка России при наличии следующих условий:

1) российские ценные бумаги были приобретены у иностранного лица из недружественного государства после 1 марта 2022 г. (включая случаи, когда договор был заключен до 1 марта 2022 г.);

2) при продаже иностранным лицом из недружественного государства ценные бумаги были зачислены с открытого в российском регистраторе или депозитарии лицевого счета владельца (счета депо):

  • иностранного регистратора;

  • иностранного номинального держателя;

  • счета депо депозитарных программ;

  • иностранного уполномоченного держателя;

  • иностранного доверительного управляющего (trustee) или иного лица, осуществляющего владение (иные юридические и фактические действия) ценными бумагами в интересах другой иностранной организации;

3) лицом, которому передаются российские ценные бумаги, является:

  • резидент РФ;

  • нерезидент из государства, не включенного в перечень недружественных государств;

  • КИК (контролируемая иностранная компания).

Здесь интересен подход в отношении источника хранения ценных бумаг, заключающийся в том, что разрешение по Указу необходимо получать только в тех случаях, если российские ценные бумаги ранее еще не были переданы для хранения и учета на лицевом счете владельца (счете депо) иностранного лица — собственника данных ценных бумаг в российском регистраторе или депозитарии (в период владения ими иностранным лицом из недружественного государства).

Вероятно, логика такого допущения в том, что такие ценные бумаги уже «локализованы» и в виртуальном смысле находятся на территории РФ. Например, в ситуации, когда иностранный номинальный держатель передал российские ценные бумаги на хранение российскому номинальному держателю. Это как минимум позволяет российскому регулятору отследить цепочку реальных владельцев (бенефициаров) данных ценных бумаг. Следует, однако, оговориться, что до официальных разъяснений данные положения Указа могут толковаться и применяться российскими регистраторами и депозитариями двояко и разрешение Правительственной комиссии или Банка России будет запрашиваться также и на сделки в отношении таких «локализованных» ценных бумаг.

Получение разрешения будет также требоваться на все последующие сделки с российскими ценными бумагами. При этом Банк России вправе определить максимальное количество и объем таких сделок.

Отдельно стоит обратить внимание на пункт 11 указа, исходя из которого даже частный инвестор, который собрался приобрести незначительное количество еврооблигаций на иностранном рынке, теперь должен обращаться за разрешением Правительственной комиссии.

Применение Указа на практике зависит от дальнейших официальных разъяснений Банка России. Как минимум подлежит уточнению количество последующих сделок, на которые нужно будет получать разрешение, а также то, как информация о данных разрешениях будет отражаться или учитываться регистраторами и депозитариями (с учетом их обязанности обеспечивать обособленный учет ценных бумаг). Последнее нужно будет иметь в виду любому потенциальному покупателю российских ценных бумаг с точки зрения выявления им «чистоты» объекта сделки и отсутствия риска ее оспаривания в будущем.

Комментарий эксперта

Помимо введения антикризисного порядка, предусмотренного п. 1 Указа, также можно сделать вывод о том, что Указ преследует цель «заморозить» ценные бумаги иностранных компаний. Это вынужденная превентивная мера, не позволяющая вывести иностранные ценные бумаги из юрисдикции России.

Согласно п. 2 Указа только ЦБ РФ или Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ могут сделать исключение для некоторых сделок с ценными бумагами. В основном такие сделки касаются передачи резидентам и нерезидентам дружественных стран акций, облигаций и т.д.

Не нужно специального одобрения ЦБ РФ или Правительственной комиссии следующих сделок:

  • совершаемых с акциями российских акционерных обществ, приобретенными (полученными) в результате конвертации (погашения) ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении таких акций, при условии, что эти ценные бумаги поступили во владение лица до 1 марта 2022 г. включительно;

  • совершаемых при конвертации, выкупе, погашении российских ценных бумаг их эмитентом;

  • совершаемых при выкупе акций публичного акционерного общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции;

  • связанных с погашением инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда по решению управляющей компании и (или) в связи с прекращением фонда;

  • связанных с возвратом российских ценных бумаг в качестве исполнения обязательств по договору займа ценными бумагами, заключенному до 1 марта 2022 г. включительно, и обязательств по второй части договора репо, заключенного до 1 марта 2022 г. включительно;

  • если права на переводимые ценные бумаги учитываются на счете депо владельца (счете депо иностранного уполномоченного держателя), открытом иностранной организации в российском депозитарии,

  • связанных с переводом российских ценных бумаг, полученных в результате универсального правопреемства (например, смерти владельца ценной бумаги);

  • если владельцем переводимых ценных бумаг является контролируемая иностранная компания, которая признается таковой в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах, права которой на переводимые ценные бумаги учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, контролирующее лицо, доля участия которого в контролируемой иностранной компании составляет 100%, либо несколько лиц, доля участия которых совместно с контролирующим лицом в контролируемой иностранной компании в совокупности составляет 100%.

Важным является также данное в Указе легальное определение института «лиц недружественных иностранных государств». С начала СВО законодатель в нормативных правовых актах не раз употреблял термин «лицо недружественных государств», однако легального определения не было, что безусловно порождало противоречивую правоприменительную практику. Теперь под лицом недружественных иностранных государств следует понимать иностранное лицо, связанное с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является Российская Федерация) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.