Сплошной плюс. Деловая активность вышла в позитив в Европе, США и Японии

| статьи | печать

Опережающие индикаторы экономической активности в феврале оказались «на территории роста» сразу в трех крупнейших экономиках. Драйвером подъема деловой активности везде стала завидная динамика сферы услуг. В еврозоне Композитный флеш-индекс PMI поднялся до планки 52,3 балла, в США — до отметки 50,2, в Японии — до 50,7 балла. Информация о состоянии еще двух мощных экономик — китайской и индийской — появится в последних числах февраля.

В Европе деловая активность уверенно набирает темпы. Композитный флеш-индекс PMI (Flash Eurozone Composite PMI) поднялся с январского значения 50,3 балла до уровня 52,3, что стало самым высоким показателем за предыдущие девять месяцев.

Февральский взлет экономической активности был обусловлен успехом сектора услуг, где флеш-индикатор PMI (Flash Eurozone Services PMI Activity Index) вырос с 50,8 до 53 баллов, зафиксировав самую большую прибавку с июня прошлого года.

Производители тем временем добились скромного прироста выпуска, при котором флеш-индекс PMI увеличился с 48,9 балла до 50,4, что, впрочем, свидетельствует о первом расширении деловой активности с мая прошлого года.

Локомотивом роста в сфере услуг стало наращивание активности в финансовом секторе, восстановление индустрии туризма и отдыха, а также медиакомпаний. Транспорт в целом стабилизировался после семимесячного спада, промышленные услуги набирали обороты, а в сегменте IT наблюдался небольшой всплеск активности.

В обрабатывающей промышленности слабые результаты показала химическая индустрия, производство пластмасс и основных видов сырья. В то же время выпуск продуктов питания и напитков, товаров для дома и промышленных изделий продемонстрировали признаки восстановления. Автомобилестроение также продолжало выходить из спада, наблюдавшегося в прошлом году.

В региональном разрезе Франция и Германия вернулись к росту впервые с октября прошлого года. Французский Композитный флеш-индекс деловой активности PMI увеличился с 49,1 балла до 51,6, хотя рост был ограничен сектором услуг.

В Германии Композитный флеш-индикатор PMI вырос с 49,9 до 51,1 балла, что стало следствием второго месяца увеличения активности в сегменте услуг и первого выхода в «зеленую» зону обрабатывающей промышленности с мая прошлого года.

Предпринимательские оценки относительно объемов выпуска продукции и размеров предоставления услуг в предстоящие двенадцать месяцев поднялись до максимальной планки в течение последнего года. Причинами оптимизма бизнесменов стали снижение опасений, связанных с возможностью глубокой рецессии, уменьшение беспокойства, вызванного перебоями в поставках энергоносителей, а также признаки прохождения пика инфляции и увеличение заказов клиентов.

«Деловая активность по всей еврозоне в феврале увеличивалась намного быстрее, чем ожидали эксперты, причем рост достиг девятимесячного максимума благодаря оживлению активности в сфере услуг и восстановлению производственного сектора. Значение февральского индекса PMI соответствует квартальному росту ВВП на 0,3%, — комментирует ситуацию главный экономист исследовательского департамента S&P Global Крис Уильямсон (Chris Williamson). — Росту способствовала крепнущая деловая уверенность, поскольку опасения рецессии ослабевают, а инфляция демонстрирует признаки охлаждения, при этом производство выиграло от значительного улучшения показателей работы поставщиков».

США снова в «зеленой» зоне

Февральский опрос холдинга S&P Global сигнализировал о стабилизации частного сектора американской экономики. Композитный флеш-индекс PMI (Flash US Composite PMI) вырос с отметки 46,8 балла до уровня 50,2, вернувшись в зону положительного делового климата.

Хотя новые заказы продолжали сокращаться, темпы снижения уменьшились до самых слабых с октября прошлого года. Нерешительность клиентов, влияние более высоких процентных ставок и инфляция отмечались участниками опроса в качестве причин небольшого уменьшения спроса.

Занятость, наоборот, оставалась в середине квартала на подъеме, при этом темпы создания рабочих мест ускорились до самых высоких с сентября 2022 г. Увеличение численности персонала было связано с необходимостью ускорить выполнение полученных заказов и ожиданиями увеличения спроса в ближайшие месяцы. Рост рабочих мест ускорился как в обрабатывающей промышленности, так и в сфере услуг.

Ценовое давление ослабло после ускорения в январе. Производственные компании и сервисные фирмы зафиксировали более мягкий рост затрат. Причем повышение цен на сырье и материалы уменьшилось, но увеличение заработных плат привело к возрастанию издержек и удержало инфляцию на исторически высоком уровне.

Уровень предпринимательского оптимизма вырос до самой высокой отметки с мая прошлого года. Позитивные настроения часто объяснялись разработкой новых продуктов и успешными маркетинговыми инициативами.

Япония растет за счет сферы услуг

Деловая активность частных компаний Страны восходящего солнца в феврале удержалась в позитивной зоне, что подтверждает Композитный флеш-индекс PMI (Flash Composite Output Index PMI), оставшийся на январской отметке 50,7 балла. При этом различные отрасли продемонстрировали разнонаправленные тренды. В то время как сфера услуг наращивала деловую активность, обрабатывающая промышленность упала «ниже плинтуса».

Сервисные фирмы показали быстрый рост деловой активности, основой которого стало увеличение показателей нового бизнеса и укрепление спроса. Флеш-индикатор PMI сферы услуг (Flash Services Business Activity Index PMI) поднялся с уровня 52,3 балла до значения 53,6.

Тем временем в производственном секторе картина была гораздо более грустной в результате сокращения количества новых заказов и объема выпуска продукции, темпы которого были максимальными за последние два с половиной года. Флеш-индекс PMI обрабатывающей индустрии (Flash Manufacturing Output Index PMI) опустился с 47,2 балла в январе до 44,9 в феврале, переместившись еще дальше от границы благоприятного климата.

Инфляционное давление оставалось высоким. Расходы компаний на сырье и материалы увеличивались самыми быстрыми темпами с октября прошлого года. В свою очередь, предприятия тоже были вынуждены поднимать свои отпускные цены, стараясь компенсировать возросшие издержки.

Вместе с тем топ-менеджеры опрошенных компаний выразили надежду на сокращение ценового давления в ближайшие месяцы, чему может способствовать увеличение потребительского спроса.