Санкции. Кто будет следующим

| статьи | печать

Анализ внешних ограничений, принимаемых западными странами против России, позволил экспертам ВШЭ сделать предположение — кто будет их следующей мишенью. Российские производители алмазов, а также госкорпорация «Росатом» могут стать следующими объектами санкций, которые уже сейчас активно обсуждаются официальными кругами и западными медиа.

Начало зарубежным ограничениям против отечественной алмазной отрасли, по словам профессора ВШЭ Екатерины Энтиной, было положено еще в 2018 г., когда Соединенные Штаты ввели персональные санкции против главы «Алросы» Сергея Иванова. Сама алмазная отрасль тогда оказалась не затронута.

Впервые речь о санкциях против самой отрасли зашла в начале апреля 2021 г., когда Атлантический совет на фоне обострения на российско-украинской границе опубликовал варианты эскалации внешнего давления на Россию. В феврале 2022 г. США ввели санкции против «Алросы», а в марте расширили их на все алмазы российского происхождения. В апреле к мерам против отечественных алмазов присоединилась Великобритания, однако их не ввела мировая столица брильянтов — Антверпен.

Впоследствии к информационному давлению на ЕС присоединились крупные специализированные информационные ресурсы из США, такие как Rapaport, National Jeweler, InstoreMag и JCK. Одновременно с этим российские алмазы пропали с американских маркетплейсов, в частности Brilliant Earth. Затем к информационному давлению подключилась международная ассоциация International Gem Society.

В начале сентября прошлого года стартовало обсуждение восьмого пакета санкций ЕС, в драфте которого впервые фигурировали «Алроса» и российские алмазы, а вместе с ним была запущена и масштабная медийная кампания. К информационному прессингу на Бельгию подключились крупные СМИ: European Observer, The New York Times, Politico.

Однако и эта кампания оказалась безуспешной: в восьмой пакет санкции включены не были. Но важно, что в этот период лоббистская коалиция дополнилась игроками, близкими к Еврокомиссии, что открыло «второй фронт» по вопросу санкций.

Несмотря на значительную роль российских алмазов для экономики Антверпена, бельгийскому правительству, по мнению эксперта ВШЭ Сабины Даврановой, становится все тяжелее отстаивать интересы национальной алмазообрабатывающей промышленности. Поэтому даже если российские алмазы не попадут в десятый пакет санкций против России, то вполне могут оказаться в последующих.

Санкции против «Росатома», как и алмазная тематика, обсуждались в США и ЕС задолго до СВО. Так, уже с 2020 г. резолюции Европарламента призывали к прекращению закупок электроэнергии с российских АЭС и остановке строительства станций в Венгрии и Финляндии. В ЕС давно существует мощное лобби, добивающееся всемерного ограничения деятельности «Росатома».

С началом военного конфликта целая коалиция медиа-игроков начала массированную информационную атаку на российскую атомную отрасль. В феврале 2022 г. Дональд Туск, бывший председатель Евросовета и глава Европейской народной партии, заявил о возможных санкциях против «Росатома». В марте Европарламент принял резолюцию, призывающую ввести санкции против госкорпорации.

Давление быстро повлияло на Финляндию, чье правительство заявило об «отсутствии перспектив» строительства Ханхикиви-1, а впоследствии отказалось выдавать лицензию станции.

Тем не менее Венгрия, несмотря на резко негативную позицию национальной оппозиции в отношении АЭС Пакш-2, не пошла на прекращение сотрудничества с российской компанией.

«Росатом», по словам аналитика НИУ Тиграна Мелояна, по-прежнему является лидирующим игроком на международном рынке урана. Невзирая на интенсивное давление заинтересованных структур, маловероятно, что атомная энергетика будет включена в десятый пакет санкций ЕС против России.

Вместе с тем сейчас во введении таких санкций заинтересован крайне широкий круг акторов, причем не только поборники зеленой энергетики. Активность антироссийской лоббистской коалиции будет только нарастать, особенно в свете повышения заинтересованности США в продавливании этих санкций. Нельзя исключать также проработку «механизма компенсации» для Венгрии, предусматривающего, помимо прочего, строительство станций американскими компаниями.