Правительственные планы по корректировке отдельных положений налогового законодательства

| статьи | печать

С начала 2023 г. Правительство РФ внесло в Госдуму ряд законопроектов с изменениями во вторую часть НК РФ и другие законодательные акты. Поправки касаются НДС, налога на прибыль, НДПИ, акцизов и страховых взносов.

Нулевая ставка НДС

В настоящее время согласно подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождена реализация на территории РФ работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

Это освобождение распространяется только на техническое обслуживание и незначительные работы по ремонту судов, не выводимых из эксплуатации в целях ремонта во время их стоянки в порту. При этом в отношении операций по реализации работ (услуг) по ремонту судов в доках и на судоверфях (судоремонтных и судостроительных заводах), а также в отношении судов, не выведенных из эксплуатации и стоящих у причалов верфей, а не портов, применяется ставка НДС 20%.

В целях оказания государственной поддержки судоремонтным предприятиям (организациям) по развитию и модернизации производственных мощностей Правительство РФ (законопроект № 289100-8) предлагает установить нулевую ставку НДС при реализации ими работ (услуг) по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река — море) плавания и судов рыбопромыслового флота, при условии заключения инвестиционного соглашения о развитии и модернизации собственных производственных мощностей. Данную новацию планируется прописать в новом подп. 22 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Инвестиционное соглашение должно быть заключено на семь последовательных календарных лет российским судоремонтным предприятием (организацией) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, и Минфином России.

Планируется предоставить возможность заключить инвестиционное соглашение до 31 декабря 2024 г. (включительно). С 1 января 2025 г. инвестиционные соглашения заключаться не будут.

Заключаемое инвестиционное соглашение должно содержать мероприятия по развитию и модернизации собственных производственных мощностей и обязательство по направлению ежегодно в течение семи последовательных календарных лет, начиная с года подписания инвестиционного соглашения, средств на их реализацию. Размер таких средств должен составлять не менее 20% суммарной стоимости, определяемой по итогам предыдущего календарного года, реализованных работ (услуг) российскими судоремонтными предприятиями (организациями) по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река — море) плавания и судов рыбопромыслового флота. Средства в указанном размере должны ежегодно направляться на финансирование расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), указанных в новом подп. 22 п. 1 ст. 164 НК РФ, и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования.

В новом п. 7.1 ст. 165 НК РФ планируется прописать документы, которые нужно будет представлять в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки. Это:

  • инвестиционное соглашение или его копия;

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика на выполнение работ (оказание услуг), заключенный после заключения инвестиционного соглашения;

  • акт или иные документы (их копии), подтверждающие выполнение работ (оказание услуг).

Если инвестиционное соглашение будет расторгнуто, указанные в подп. 22 п. 1 ст. 164 НК РФ операции станут облагаться НДС по ставке 20% с 1 января года расторжения инвестиционного соглашения. Такой порядок планируется предусмотреть в новом п. 9.3 ст. 165 НК РФ.

НДС по операциям с незарегистрированными лекарствами

Согласно подп. 16 ст. 150 НК РФ при ввозе на территорию РФ незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, НДС не уплачивается при условии представления в таможенные органы соответствующего разрешения, выданного Минздравом России.

Осуществлять ввоз таких лекарственных препаратов имеют право только организации, указанные в п. 5 ст. 48 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Указом Президента РФ от 05.01.2021 № 16 был создан Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» (далее — Фонд). При ввозе на территорию РФ незарегистрированных лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, организации, осуществляющие в интересах и по поручению Фонда ввоз таких лекарственных препаратов, НДС не уплачивают.

Но при дальнейшей передаче указанных лекарственных препаратов Фонду, а также Фондом организациям государственной системы здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности, НДС, согласно действующим правилам, следует исчислять и уплачивать в общеустановленном порядке.

Для исключения этой обязанности Правительство РФ (законопроект № 285555-8) предлагает внести в п. 2 ст. 149 НК РФ новый подп. 42. Им предусматривается, что от НДС освобождается реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ некоммерческим организациям незарегистрированных лекарственных препаратов, ввезенных на территорию РФ и предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. При этом некоммерческие организации должны быть созданы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и основной целью их деятельности должна быть реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости — за пределами РФ) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в РФ, и техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Необходимым условием применения льготы будет обеспечение некоммерческой организацией вышеуказанной поддержки детям в течение одного года после достижения ими возраста 18 лет в случае, если до достижения указанного возраста они получали такую поддержку в рамках деятельности некоммерческих организаций.

Также предлагается освободить от НДС передачу вышеуказанных лекарственных препаратов данными некоммерческими организациями организациям государственной системы здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности.

Налог на прибыль организаций

Сейчас, когда доступ Российской Федерации к иностранной высокотехнологичной продукции и наукоемким технологиям оказался существенно ограничен, необходимо дополнительное стимулирование российских компаний более эффективно управлять исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. В связи с этим Правительство РФ (законопроект № 297906-8) предлагает расширить перечень результатов интеллектуальной деятельности, на которые распространяется право субъектов РФ устанавливать пониженную ставку налога на прибыль.

В новой редакции п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ к результатам интеллектуальной деятельности, на которые будет распространяться действие льготы, предлагается отнести:

  • изобретения, полезные модели, промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными Роспатентом, международными организациями (при условии их действия на территории РФ) или иностранными национальными (региональными) патентными ведомствами;

  • селекционные достижения, удостоверенные патентами Минсельхоза России;

  • зарегистрированные в Роспатенте программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем.

Действие указанной льготы будет распространяться исключительно на российские организации, которым принадлежат указанные объекты интеллектуальной собственности.

Для применения пониженной ставки нужно будет вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках деятельности по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности.

Перечень уполномоченных органов иностранных государств и межправительственных организаций будет определяться Правительством РФ.

Изменения по НДПИ и акцизам

В целях обеспечения финансирования строительства дополнительной товаропроводящей инфраструктуры для транспортировки жидких углеводородов, добываемых на территории полуострова Ямал, Правительство РФ (законопроект № 294475-8) предлагает предоставлять налоговый кредит по НДПИ.

Суть его заключается в следующем. В налоговых периодах, начало которых приходится на период с 1 апреля 2023 г. по 31 марта 2029 г. включительно, будет даваться налоговый вычет по НДПИ в размере 1111 млн руб. на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, относящихся к объектам дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимым для реализации соответствующего проекта. В дальнейшем этот вычет будет возвращаться в бюджетную систему РФ в период с 1 апреля 2029 г. по 31 марта 2035 г. включительно в размере, равном сумме величины полученного налогового вычета по НДПИ и величины индексации в размере 9% годовых.

Также предлагается установить ограничения по применению налогового вычета, в случае если уровень цен нефти сорта Urals в налоговом периоде окажется менее или равным уровню базовой цены на нефть или если уровень цен нефти Urals в налоговом периоде окажется выше базовой цены, увеличенной на 27,55 долл. США за баррель.

Законопроектом также предусматривается уточнение значения среднего уровня цены на нефть сорта Urals на мировых рынках в целях расчета НДПИ при добыче нефти, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и акциза на нефтяное сырье, а также уточнение средней цены экспортной альтернативы для автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, в целях расчета демпфирующей составляющей налогового вычета сумм акциза на нефтяное сырье.

Страховые взносы

В постановлении от 11.10.2022 № 42-П Конституционный суд РФ, учитывая устранение ранее Федеральным законом от 30.12.2020 № 502-ФЗ правовой неопределенности нормативного регулирования применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения также в отношении иных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа военных пенсионеров.

В этой связи Правительство РФ (законопроект № 285551-8) предлагает внести изменения в ст. 6 и 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ), предусматривающие исключение из числа страхователей и застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, не только адвокатов, но и индивидуальных предпринимателей, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Это повлечет за собой освобождение указанных лиц от уплаты страховых взносов. При этом изменения, предлагаемые к внесению в ст. 29 Закона № 167-ФЗ, предоставляют вышеуказанным лицам из числа военных пенсионеров право добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование.