Правительство намерено «сшить» науку и производство в рамках Концепции технологического развития

| статьи | печать
Правительство намерено «сшить» науку и производство в рамках Концепции технологического развития

Шквал санкций подстегнул развитие отечественных технологий, которые раньше создавались скромными темпами. Концепция технологического развития, разрабатываемая кабмином, призвана обеспечить суверенитет в технической сфере, подтолкнуть компании к инновациям и ускорить экономический рост. Однако не стоит забывать о сотрудничестве с дружественными странами, которые уже стали лидерами мирового технологического развития. Ведь не всегда нужно выдумывать именно свой велосипед.

Окончательный вариант Концепции технологического развития России до 2030 г., по словам вице-премьера Андрея Белоусова, прозвучавшим на совещании в правительстве, планируется утвердить в марте нынешнего года. Она определит понятие, цели, задачи и принципы достижения технологического суверенитета страны, а также целевые показатели технологического развития.

Документ состоит из трех разделов: устойчивый технологический суверенитет, технологии как фактор роста экономики и развития социальной сферы, а также технологическое обеспечение устойчивого функционирования производственных систем. Каждый из этих разделов предусматривает ряд механизмов, в том числе подготовку кадров и развитие компетенций, концентрацию отечественной науки на приоритетах, устранение регуляторных барьеров, создание условий для роста малых технологических компаний, локализацию производства, запуск крупных промышленных проектов и др.

«Речь идет о смене ключевой модели взаимодействия двух процессов. Это развитие науки (когда основным продуктом является знание, а технологии скорее побочны) и развитие производства (когда технологии — обязательный составной элемент, подчиненный логике освоения рынков, повышения конкурентоспособности), — отметил А. Белоусов. — Данные процессы расположены рядом, попытки выстроить между ними взаимосвязь уже предпринимались, но результаты недостаточны».

Чтобы совершить реальный прорыв и решить поставленные задачи, есть несколько способов. Первый — институциональная «сшивка» научной и производственной составляющих. Этот подход уже реализуется в формате перезапущенных в конце прошлого года правительством соглашений с компаниями-лидерами, крупными государственными корпорациями по развитию сквозных технологий.

В соглашениях участвуют девять предприятий-лидеров: Сбербанк, «Ростелеком», «Ростех», «Россети», РЖД, «Росатом», РФПИ, «Газпром» и «Роснефть». За два года в рамках соглашений уже профинансировано 102,5 млрд руб. при плане 187,8 млрд, то есть 55% от плана.

Второй метод заключается в создании такой среды, когда компании зарабатывают на исследованиях, создавая добавленную стоимость и капитализацию именно за счет разработки и внедрения новых технологий.

Третий подход предполагает формирование промышленных мегапроектов, которые в силу своего масштаба интегрируют обе первые составляющие. Сегодня запущено пять таких проектов-маяков. Они реализуются в сфере коммерческого использования беспилотников (авиа-, авто- и водно-грузовых перевозках). Еще два «маяка» — это электромобили и персональные цифровые медицинские устройства, так называемые медицинские помощники.

В целом же будущая Концепция призвана органично объединить все эти три способа.

Российская академия наук (РАН) намерена принять самое активное участие в подготовке и реализации Концепции. В частности, она станет одним из ключевых экспертных органов, которые будут оценивать дорожные карты сквозных технологий.

Речь идет об искусственном интеллекте, современных сетях мобильной связи, квантовых вычислениях, новом индустриальном программном обеспечении.

Драйверами научно-технологического развития страны сегодня также выступают университеты. «Сама по себе эта тема не новая, но мы хотим закрепить ее навсегда, — подчеркнул глава Минобрнауки Валерий Фальков. — Сегодня в России уже реализуются программы по научно-технологическому развитию вузов, и эта работа должна быть усилена. <...> Сейчас этому способствует, к примеру, самая масштабная в истории России программа поддержки вузов „Приоритет-2030“».

Концепция технологического развития имеет критическое значение для системы подготовки высококвалифицированных специалистов. «Описание задач технологического развития решит как минимум две задачи в нашей сфере, — уверен ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Ливанов. — Во-первых, сфокусирует университетское образование на приоритетных направлениях формирования будущего технологического облика нашей страны. Во-вторых, даст возможность сориентироваться выпускникам школ, выбрать университет, перспективную образовательную программу».

Важное значение для успешного воплощения Концепции в жизнь, по мнению замминистра экономического развития Максима Колесникова, будет иметь снятие регуляторных барьеров, стимулирование спроса и предложения отечественной инновационной продукции. Особое внимание предстоит уделить гибким и динамично растущим малым технологичным компаниям, в среде которых мы уже давно ждем появления российских Иванов Биллов Гейтсов или, наконец, Михаилов Ломоносовых.

Вместе с тем во многих областях науки и техники вполне достаточно использовать достижения в дружественных странах, в Китае, например, Ванов Джобсов. Так, в Поднебесной делают первоклассные мобильные телефоны, которые продаются во многих странах мира. А в Индии компьютерщики создают программы, которые активно используются по всему свету.