Нововведения на рынке рекламы: к чему готовиться?

| статьи | печать

ФАС России в Письме от 03.10.2022 № КТ/90922/22 разъяснило рекламодателям положения ч. 12, 15, 16 ст. 18.1 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).  В частности, ст. 18.1 Закон о рекламе посвящена вопросам учета интернет-рекламы, а также определенным требованиям к порядку размещения интернет-рекламы и взаимодействия различных органов исполнительной власти по данному вопросу.

Ниже рассмотрим подробнее положения нововведений и разъяснения ФАС России.

С 1 сентября 2022 года вступила в силу ст. 18.1 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) существенным образом ужесточившая требования к порядку размещения интернет-рекламы.

Как следует из ч.1 названной статьи, данные изменения, регулирующие порядок учета, хранения и обработки информации, направлены на «прослеживаемость» рекламы в интернете в целях осуществления контроля и надзора за данной сферой.

Для этих целей в чч. 2-4 рассматриваемой нормы установлена общая обязанность, адресованная рекламодателям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем предоставлять информацию о размещаемой рекламе в Роскомнадзор.

При этом в силу ч. 5 ст. 18.1 Закона о рекламе рекламодатели, рекламораспространители передают предусмотренную нормативными актами информацию о размещаемой рекламе не напрямую, а через оператора рекламных данных.

Особенности нововведений для участников рынка рекламы

Анализируемая норма предусматривает создание новых участников рекламного рынка – операторов рекламных данных, которые должны присваивать рекламе специальные идентификаторы и передавать информацию от рекламодателей и рекламораспространителей в Роскомнадзор.

Перечень такой информации утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р и включает в себя в том числе:

  • описание объекта рекламирования, а также идентификатор рекламы, тип рекламы;
  • сведения об использованных для распространения рекламы сайтах;
  • информацию об объемах и распределении показов рекламы;
  • информацию о форме распространения рекламы;
  • срок размещения рекламы;
  • параметры аудитории, с учетом пола, возраста, территории проживания;
  • информацию о договорах, заключенных между рекламодателем и рекламораспространителем в т.ч. цена, дата и номер договора, сведения об исполнении договора и т.д.

Такой большой объем сведений о размещаемой рекламе, который будет передаваться оператором рекламных данных в Роскомнадзор, существенно упростит органам исполнительной власти, контролирующим соблюдение требований Закона о рекламе проведение проверок участников рекламного рынка.

Расширение полномочий антимонопольного органа

В связи со вступлением в силу новых положений о регулировании рекламного рынка ФАС России подготовило разъяснения чч. 12, 15, 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, которые затрагивают ее компетенцию (Письмо ФАС России от 03.10.2022 № КТ/90922/22).

В данных разъяснениях ФАС России отмечает, что в силу ч. 12 ст. 18.1 Закона о рекламе, Роскомнадзор осуществляет взаимодействие с антимонопольным органом по вопросам отнесения к рекламе информации, распространенной в Интернете. Иными словами, Роскомнадзор вправе обращаться в антимонопольный орган в целях оценки правомерность квалифицировать ту или иную информацию в качестве рекламы.

При этом в настоящее время не урегулировано, в каких случаях Роскомнадзору следует обратиться в антимонопольную службу для представления разъяснений о характере информации, размещенной в Интернете, принимая во внимание, что определение понятия реклама закреплено в ст. 3 Закона о рекламе. Более того, ни в законе, ни в разъяснениях ФАС России не определено значение позиции антимонопольного органа при рассмотрении Роскомнадзором вопроса об отнесении размещенной в интернете информации к рекламе. 

В данных разъяснения ФАС России также сообщает о том, что антимонопольный орган обсуждает с Роскомнадзором возможность предоставления доступа к той информации, которую последний будет получать от операторов рекламных данных.

Последствия нововведений для рекламного рынка

Доступ антимонопольного органа к такому большому массиву информации, поименованному в Распоряжении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р, должен значительно упростить и ускорить администрирование выявляемых нарушений и определение круга лиц, виновных в нарушении Закона о рекламе, поскольку в настоящее время для получения информации от рекламодателей (рекламопроизводителей/рекламораспространителей) относительно размещенной рекламы, антимонопольному органу требуется направлять запросы в адрес указанных участников рынка и ожидать на них ответы, что увеличивает сроки и снижает эффективность проводимых проверок. 

Более того, в разъяснениях ФАС России акцентирует внимание на том, что размещение любой рекламы в интернете должно сопровождаться пометкой «реклама» и использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в интернете законом не предусмотрено. Данным разъяснением ФАС России превентивно ограничивает возможность обхода участниками рекламного рынка требования о маркировки рекламной информации пометкой «реклама», путем использования иных формулировок в качестве пометки для формального соблюдения требования закона.

В соответствии с приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 62 «Об утверждении порядка ведения реестра операторов рекламных данных» Роскомнадзор составляет реестр операторов рекламных данных и размещает информацию, содержащуюся в данном реестре, на официальном сайте Роскомнадзора.

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе распространение рекламы в Интернете допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в Интернете рекламы и учета информации о такой рекламе.

Санкции за несоблюдение требований маркировки рекламы

Отсутствие с 01 сентября 2022 в интернет-рекламе отметки «реклама» (за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в интернете) может грозить привлечением виновных юридических лиц к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа размером от 100 до 500 тыс. руб.

При этом ФАС России учитывает незавершенный до настоящего времени процесс по созданию и наполнению реестра операторов рекламных данных, и в этот переходных период (до определения операторов рекламных данных), несмотря на вступление в силу требования закона о присвоении рекламе специального идентификатора (ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе), антимонопольный орган, как указано в упомянутых разъяснениях ФАС России, не будет привлекать к ответственности за соответствующее нарушение.

Согласно информации, размещенной на сайте Роскомнадзора срок окончания подачи заявок на участие в отборе операторов рекламных данных, завершился 10.10.2022.

Таким образом, в ближайшее время рекламному рынку следует ожидать проверок со стороны контролирующих органов на предмет наличия у интернет-рекламы рекламных идентификаторов и выявления нарушений при их отсутствии.