Проверки плановые и внеплановые в связи с мораторием: что можно порекомендовать предприятиям?

| статьи | печать

C 03.10.2022 продлено действие моратория на проведение плановых проверок при осуществлении государственного контроля или надзора и муниципального контроля на 2023 г. (постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, далее — Постановление). Рассмотрим особенности продления действия этого моратория подробнее.

Во исполнение поручения Президента РФ об ограничении проверок бизнеса в 2023 году и с целью минимизации последствий беспрецедентного санкционного давления, органы власти продолжают экстренно разрабатывать и имплементировать меры поддержки Российских граждан и бизнеса.

Предпосылки к предпринятым мерам поддержки

В целях реализации данных мер был принят Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором закреплен мораторий на плановые проверки бизнеса, кредитные каникулы и корпоративные послабления (ст.5).

Также, данным законом Правительство Российской Федерации наделено правом принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий (ст.18).

Во исполнение Закона Правительством 10.03.2022 было принято постановление № 336, согласно которому предусмотрен запрет на проведение до конца 2022 года плановых проверок. При этом плановые проверки были сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в том числе, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. В документе отмечалось, что проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.

Что изменилось с учетом принятия Постановления о продлении моратория в 2023 г.?

В продолжение реализации данной концепции Правительство приняло постановление от 01.10.2022 № 1743. Согласно данному постановлению, в 2023 году плановые проверки будут проводиться только в отношении объектов, деятельность которых связана с чрезвычайно высоким (и высоким) риском, а также в отношении опасных производственных объектов II класса опасности, гидротехнических сооружений II класса. Например, будут проверяться предприятия, которые работают с опасными химикатами, по водоснабжению населения.

Вместе с тем, данное ограничение не распространяется на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск ориентированный подход.

В таких случаях постановление Правительства РФ представляет контролируемой организации возможность обратиться в надзорный орган с просьбой провести профилактический визит до плановой проверки. Сделать это нужно за два месяца до проведения планового мероприятия. Получив такое обращение, контролирующее ведомство обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба). Этот визит позволит предприятию заранее исправить нарушения и не получить штраф после плановой проверки. Отдельно Постановлением предусмотрено, что не будут проводиться плановые проверки в отношении государственных и муниципальных школ и детских садов. Но в отношении таких учреждений могут проводиться профилактические визиты одним днем. В рамках таких визитов допускается проведение контрольных действий (испытание, отбор проб) и выдача предписания, в том числе учредителю такого учреждения. При этом возможности отказа от его проведения не предусмотрено.

Приведенные в постановлении ограничения не распространяются на организацию и проведение (осуществление) специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора), например, на меры налогового контроля (налоговый проверки), а также на внеплановые проверки контролирующих органов, в том числе, к примеру, Государственной инспекцией труда.

Рекомендации предпринимателям

Учитывая вышеизложенное, необходимо определить риски, в связи с которыми на предприятии может быть проведена выездная налоговая проверка. К указанным рискам можно отнести следующее: 

  1. Налоговая нагрузка меньше среднего показателя по отрасли. 
  2. Доля вычетов по НДС 89% и выше от начисленного за 12 месяцев. 
  3. Зарплата сотрудников ниже отраслевого показателя в регионе или есть подозрения о выплате зарплаты «в конвертах». 
  4. Два раза за год (или более) предприятие приближалось к ограничениям по спецрежимам. 
  5. Имеются признаки сотрудничества с фирмами-однодневками. 
  6. Зарегистрирован ККТ, но в течение 60 дней нет данных о пробитых чеках.

Последний пункт особенно важен, поскольку с марта 2022 года налоговая проверяет ККТ проводится только внепланово и по новым правилам, которые заключаются в том, что инспекторы будут приходить в офисы и магазины без предупреждения. На месте представители налоговых органов могут провести контрольную закупку, проверить документы и даже опросить работников. 

Внеплановая проверка государственной инспекцией труда может быть вызвана следующими обстоятельствами: 

  1. В инспекцию поступила информацию о том, что на предприятии имеются факты нарушения ТК РФ. 
  2. Предприятие не отреагировало на предписание инспекции устранить нарушения в установленный срок. 
  3. Сотрудник пожаловался на нарушение предприятием условий труда, причем как в отношении себя, так и в отношении другого лица.

Таким образом мы видим, что органы власти в Российской Федерации в столь непростой период принимают реальные ощутимые шаги по снижению давления на бизнес, с другой стороны, возможность вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности со стороны контролирующих (надзорных) органов, по-прежнему, достаточно высока.