Либерализация уголовного законодательства за экономические преступления: повлияют ли предложения на деловой климат?

| статьи | печать

Минюст России во исполнение поручений Президента РФ предложил внести ряд изменений в УК РФ и УПК РФ, направленных на полную или частичную декриминализацию отдельных преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» уже вынесен министерством на публичное обсуждение (ID 01/05/08-22/00130229). Газета «ЭЖ-Юрист» попросила практикующих адвокатов проанализировать предлагаемые изменения и их значение для делового климата.

Комментарий эксперта

Законопроектом вносятся изменения в УК РФ, практически все они относятся к главе 22 УК РФ «Преступления в сфере предпринимательской деятельности».

В свою очередь, изменения, которые предлагается внести в УПК РФ, носят технический характер: из ряда статей УПК РФ предлагают убрать ссылки на статьи УК РФ, которые планируют декриминализировать. Изменения, которые хотят внести в УК РФ, можно разделить на три группы.

Первая группа изменений — составы, которые планируется декриминализировать:

  • статья 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом»;
  • статья 170.2 УК РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории»;
  • статья 185.1 УК РФ «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах».

Вторая группа — статьи, которые претерпели изменения относительно описания состава преступления:

  • Из статьи 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» предлагается исключить ч. 1. Согласно законопроекту, лицо, воспрепятствовавшее законной предпринимательской или иной деятельности, будет нести уголовную ответственность только в случае, если им совершены деяния с использованием служебного положения в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинен крупный ущерб (на сумму более 1,5 млн руб.).
  • Из статьи 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» планируется исключение ч. 2: лицо, незаконно использовавшее предупредительную маркировку в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара, не будет привлекаться к уголовной ответственности.
  • Из статьи 185 УК РФ «Злоупотребление при эмиссии ценных бумаг» предлагается исключить ч. 1: лицо, принимавшее участие в злоупотреблениях при эмиссии ценных бумаг, будет наказано только в том случае, если такое деяние совершено в составе группы лиц по предварительному сговору.

Третья группа изменений — составы, в которых при сохранении диспозиции статьи предлагается повысить пороговые значения значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба и иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности.

В случае принятия законопроекта понятия крупного и особо крупного ущерба для статей, содержащихся в главе 22 УК РФ, будут изложены в примечании к ст. 170.1 следующего содержания: «Примечание. В статьях настоящей главы, за исключением статьи 169, частей 3—6 статьи 171.1, статей 171.2, 171.3, 171.5, 172.3, 174, 174.1, 178, 180, 184, 185—185.4, 185.6, 191.1, 193, 193.1, 194, 198—199.1, 199.3, 199.4, 200.1, 200.2, 200.3, 200.5 и 200.7, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 3 500 000 рублей, а особо крупным — 13 500 000 рублей».

В статьях, указанных как исключения, также предлагается повысить размер ущерба, но сумма крупного и особо крупного размеров в каждом случае индивидуальна.

В пояснительной записке отмечается, что проект закона разработан во исполнение п. 9 перечня поручений Президента РФ по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20.07.2022 № Пр-1269 и п. 22 и 24 Поручения Правительства РФ от 25.07.2022 № МД-П13-12442.

Подчеркивается, что поправки направлены на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства за преступления экономической направленности. «Принятие законопроекта будет способствовать улучшению делового климата в условиях санкционного давления и позволит минимизировать риски необоснованного уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности», — говорится в пояснительной записке.

Однако исключение из УК РФ вышеуказанных составов абсолютно никак не повлияет на деловой климат и ситуацию с количеством возбуждаемых уголовных дел в сфере предпринимательской деятельности. То есть из УК РФ планируется исключить неработающие составы, что само по себе неплохо, но не имеет практического значения для изменения уголовно-правовой политики в сфере предпринимательской деятельности.

Вместе с тем к положительным моментам законопроекта можно отнести увеличение крупного и особо крупного размеров в 1,5 раза. Эта инициатива назревала давно, так как критерии ущерба по экономическим составам не соответствуют ни темпам роста инфляции, ни уровню благосостояния.

Комментарий эксперта

Минюст России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект).

Согласно пояснительной записке к законопроекту, указанные в нем изменения предложены во исполнение поручений Президента РФ от 14.06.2022 и по итогам ХХV Петербургского международного форума от 20.07.2022 и направлены на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства за преступления экономической направленности.

Давайте разберемся, что же предлагается.

Декриминализовать три статьи из главы 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности»:

  • 170 «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом»;
  • 2 «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории» и
  • 1 «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах».

Исключить наказание за предпринимательство без регистрации.

Исключить:

  • части первые из ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности», ст. 185 УК РФ «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»;
  • часть вторую из ст. 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)».

Увеличить в 1,5 раза пороговые значения значительного, крупного и особо крупного ущерба либо полученного дохода и иных размерных признаков для составов экономических преступлений, в том числе мошенничества в связи с неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности (ч. 5—7 ст. 159 УК РФ).

В УПК РФ внести корреспондирующие УК РФ изменения.

Принятые меры, по мнению Минюста России, будут способствовать улучшению делового климата в условиях санкционного давления и позволят минимизировать риски необоснованного уголовного преследования предпринимателей.

На наш взгляд, польза указанной инициативы бесспорна, однако в свете поставленных Президентом РФ задач, а равно предпринимательских ожиданий выглядит она несколько скромно.

Так, если исходить из статистики, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, за 12 месяцев 2021 г. по ст. 170, 185.1, ч. 1 ст. 185 и ч. 2 ст. 180 УК РФ не осуждено ни одно лицо. Незначительное число осужденных (один человек) имеется по ст. 170.2 УК РФ1.

В этой связи декриминализация данных норм вызвана скорее их неработоспособностью, нежели желанием ослабить «удавку» на шее предпринимателей.

Таких «мертвых» статей в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» еще много, однако Минюст, судя по всему, считает, что они все же выполняют свою превентивную функцию.

Что касается ст. 169 и 171 УК РФ, их частичная декриминализация назревала давно.

Согласно рассматриваемому законопроекту, воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) будет являться преступлением только в случае совершения его лицом с использованием своего служебного положения в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившее крупный ущерб (свыше 1,5 млн руб.).

Преступление относится к категории небольшой тяжести. Максимальное наказание — до трех лет лишения свободы.

Из статьи 171 УК РФ планируется к исключению пункт об уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации. По замыслу Минюста, предприниматели могут нести ответственность по иным статьям УК РФ, например уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ), незаконную банковскую деятельность (ст. 172 УК РФ).

Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации по-прежнему наказуемо по ст. 14.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2 тыс. руб.

Действительно ценно предложенное законопроектом повышение пороговых значений значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба, а также дохода и иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности.

Так, например, для мошенничества в связи с неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности пороговое значение ущерба увеличится так (см. таблицу).

Таблица

ч. 5—7 ст. 159 УК РФ

УК РФ сейчас

по законопроекту

значительный ущерб

не менее 10 тыс. руб.

не менее 25 тыс. руб.

крупный размер

свыше 3 млн руб.

свыше 4,5 млн руб.

особо крупный размер

свыше 12 млн руб.

свыше 20 млн руб.

Для ограничения конкуренции:

ст. 178 УК РФ

УК РФ сейчас

по законопроекту

доход в крупном размере

свыше 50 млн руб.

свыше 75 млн руб.

доход в особо крупном размере

свыше 250 млн руб.

свыше 375 млн руб.

ущерб в крупном размере

свыше 10 млн руб.

свыше 15 млн руб.

ущерб в особо крупном размере

свыше 30 млн руб.

свыше 45 млн руб.

Такие изменения, согласно законопроекту, должны затронуть все материальные статьи главы 22 УК РФ, за исключением ст. 169, 184, 185.3 УК РФ. Пороговые значения размерных признаков применительно к этим составам Минюстом оставлены прежними.

К внесению в УПК РФ законопроектом предложены лишь корреспондирующие изменения.


1 http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2022/k3-svod_vse_sudy-2021.xls