Закон об объединении ПФР и ФСС России и связанные с этим поправки официально опубликованы

| статьи | печать

Президент РФ подписал Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее — Закон № 236-ФЗ) а также федеральные законы от 14.07.2022 № 239-ФЗ и № 237-ФЗ (далее — Закон № 239-ФЗ и Закон № 237-ФЗ), вносящие в связи с этим изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты, которые заработают с 1 января 2023 г. Рассмотрим основные положения этих документов, касающиеся компаний и предпринимателей.

Объединенный фонд

Официальное сокращенное наименование Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации — СФР. Он создается при Правительстве РФ путем реорганизации ПФР с присоединением к нему ФСС России. Датой создания Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — фонд) считается 1 января 2023 г. (ч. 1, 6 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 18 Закона № 236-ФЗ).

Правительство РФ является учредителем фонда от имени Российской Федерации. Оно назначает председателя фонда и утверждает состав его правления (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 7 Закона № 236-ФЗ). Координация деятельности фонда проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования (п. 4 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Таковым, согласно п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, является Минтруд России.

Фонд будет осуществлять функции и полномочия, возложенные законодательством на ПФР и ФСС России. Территориальными органами фонда станут территориальные органы ПФР, к которым присоединятся территориальные органы ФСС России. За фондом и его территориальными органами сохраняются основной государственный регистрационный номер, ИНН, КПП, коды ОКПО, ОКАТО, присвоенные ПФР и его территориальным органам (ч. 2, 4 ст. 18 Закона № 236-ФЗ).

Со дня создания фонда автоматизированная информационная система ПФР нового поколения и федеральная государственная информационная система «Единая интегрированная информационная система „Соцстрах“ Фонда социального страхования Российской Федерации» признаются государственными информационными системами. Оператором указанных информационных систем станет фонд (ч. 18 ст. 18 Закона № 236-ФЗ).

Нормативные правовые акты РФ, определяющие полномочия ПФР и ФСС России в установленной сфере деятельности, применяются в отношении фонда в части, не противоречащей Закону № 236-ФЗ, и действуют до издания нормативных правовых актов фонда в соответствующих сферах деятельности (ч. 10, 20 ст. 18 Закона № 236-ФЗ).

В течение 2023 г. фондом могут использоваться бланки, штампы, печати и электронные подписи ПФР и ФСС России (ч. 22 ст. 18 Закона № 236-ФЗ).

База и тарифы страховых взносов

Для плательщиков, производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам (указанным в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ), с 2023 г. устанавливается единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов. На суммы выплат и иных вознаграждений, превышающих единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не начисляются. Это не распространяется на страховые взносы по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование, установленные ст. 428 НК РФ, и страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, установленные ст. 429 НК РФ.

В 2023 г. единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов определяется путем индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 г. В последующие годы она будет ежегодно индексироваться с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в РФ (новый п. 5.1 ст. 421 НК РФ, вводится Законом № 239-ФЗ).

С 2023 г. единый тариф страховых взносов (включающий в себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование) будет равен:

  • в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 30%;

  • свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 15,1% (новый п. 3 ст. 425 НК РФ, вводится Законом № 239-ФЗ).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются плательщиками страховых взносов, указанными в п. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, в виде единой суммы (п. 6 ст. 431 НК РФ в редакции Закона № 239-ФЗ).

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, в период применения автоматизированной УСН с 1 января 2023 г. устанавливается единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0% (новая ч. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении экспе­римента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“»).

Отдельные тарифы страховых взносов будут для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, судей федеральных судов, мировых судей:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 2,9%;

  • на обязательное медицинское страхование — 5,1% (новый п. 4 ст. 425 НК РФ, вводится Законом № 239-ФЗ).

Суммы страховых взносов с указанных выплат исчисляются отдельно в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование (новый п. 6.1 ст. 431 НК РФ, вводится Законом № 239-ФЗ).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, судей федеральных судов, мировых судей не исчисляются (новый п. 4 ст. 425 НК РФ, вводится Законом № 239-ФЗ).

Лица, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам (указанные в подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ), в 2023 г. уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 руб., если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. Если же величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., дополнительно уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб., за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 000 руб., не может быть более 257 061 руб. (новый п. 1.2 ст. 430 НК РФ, вводится Законом № 239-ФЗ).

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств начиная с 2023 г. уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Размер указанных страховых взносов в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение совокупного фиксированного размера страховых взносов, составляющего 45 842 руб. за расчетный период 2023 г., и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Необлагаемые выплаты и пониженные тарифы

С 1 января 2023 г. сокращается перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Так, признаются утратившими силу положения подп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ. Согласно этой норме не облагаются страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Также утратят силу положения подп. 1 и 2 п. 3 ст. 422 НК РФ, согласно которым в базу для исчисления страховых взносов не включаются:

  • в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями, выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

  • в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подп. 1—12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Таким образом, вышеуказанные выплаты с 2023 г. должны облагаться страховыми взносами. При этом для выплат в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, будет использоваться единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 0% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов (новые подп. 20 п. 1 и п. 2.2 ст. 427 НК РФ, вводятся Законом № 239-ФЗ). Такой же пониженный единый тариф страховых взносов будет применяться с 2023 г. плательщиками, указанными в подп. 7 и 8 п. 1 настоящей статьи, в течение 2023 и 2024 гг. и для плательщиков, указанных в подп. 3, 11—15, 18 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Для плательщиков, указанных в подп. 4 и 16 п. 1 ст. 427 НК РФ, в течение 2023—2027 гг. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0%. А для плательщиков, указанных в подп. 10 и 17 п. 1 и п. 13.1 ст. 427 НК РФ, начиная с 2023 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15% в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода (новые п. 2.3 и 2.4 ст. 427 НК РФ, вводятся Законом № 239-ФЗ).

Отчетность

С 2023 г. расчет по страховым взносам нужно будет представлять в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ в редакции Закона № 239-ФЗ). Напомним, что сейчас расчет сдается не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств должны будут подавать в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 25 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 3 ст. 432 НК РФ в редакции Закона № 239-ФЗ). Сейчас расчет сдается ими до 30 января.

Также в налоговый орган нужно будет представлять персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим (п. 7 ст. 431 НК РФ в редакции Закона № 239-ФЗ).

В фонд нужно будет сдавать сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в составе единой формы сведений. В нее будут включаться также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) в редакции Закона № 237-ФЗ). Форму с такими сведениями нужно будет представлять ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в редакции Закона № 237-ФЗ).

Единую форму сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, включающую сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, применяемую с 1 января 2023 г., должен утвердить ПФР по согласованию с ФСС России до конца текущего года (ч. 3 ст. 15 Закона № 237-ФЗ).

Применение штрафных санкций

Уточнены положения, касающиеся штрафных санкций при несоблюдении требований Закона № 27-ФЗ.

Так, с 10 до 20 дней увеличен срок исполнения страхователем требования об уплате финансовых санкций. При этом установлено, что в случае уплаты финансовых санкций в течение первых 10 календарных дней со дня получения такого требования финансовые санкции могут быть уплачены в размере половины суммы, указанной в требовании.

Введено положение, что, если страхователь самостоятельно выявил ошибки в представленных сведениях до момента их обнаружения фондом, он вправе представить уточненные (исправленные) сведения. И в этом случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Такие изменения внесены Законом № 237-ФЗ в ст. 17 Закона № 27-ФЗ.