Оптимизм бизнеса во всем мире упал, но удержался в «зеленой» зоне

| статьи | печать

Предпринимательские оценки перспектив своего бизнеса резко снизились в большинстве стран мира из-за усиления инфляции и ухудшения финансового положения компаний, показывает исследование «S&P Global Business Outlook». Тем не менее баланс позитивных и негативных прогнозов (22%) остается существенно выше пограничной отметки (0%). В России вопреки начавшемуся кризису баланс оптимистичных и отрицательных оценок тоже остается в позитивной зоне (+5%). Причем опросы Росстата показывают превышение числа «капитанов бизнеса», надеющихся на рост выпуска, над их приунывшими коллегами в обработке на 12 п.п., в добыче — на 6 п.п.

Ожидания «директорского корпуса» относительно выпуска их предприятий в ближайшие 12 месяцев сократились в большей части государств мира, показал июньский опрос «Business Outlook», представленный холдингом S&P Global. Баланс позитивных и негативных оценок перспектив развития бизнеса, составивший в феврале нынешнего года +41%, в июне спикировал до отметки 22%, что, впрочем, свидетельствует о преобладании оптимистов среди топ-менеджеров компаний.

Заветный для любого предпринимателя показатель — прибыль — в течение ближайшего года будет, по оценкам руководителей компаний, стагнировать на фоне замедления экономической активности и сокращения продаж, с одной стороны, и сильного роста затрат в результате инфляции — с другой.

Несмотря на небольшое замедление инфляции, в июне чистый баланс затрат предприятий, не связанных с персоналом, вырос с февральского показателя до нового рекордно высокого значения +38%. При этом баланс расходов на рабочую силу слегка снизился (до +42%), но остался на повышенном уровне.

Невзирая на опасения относительно потребительского спроса, фирмы сообщили, что в предстоящем году они будут вынуждены перенести часть своих затрат на своих клиентов, что, в свою очередь, вызовет рост отпускных цен. Баланс цен на готовую продукцию в июне равнялся +33%, что немногим ниже показателя февральского опроса.

Стагнация прибыли, в свою очередь, стала причиной сокращения планов найма персонала. Баланс планов увеличения занятости в июне снизился до +13%, что является самым низким значением с октября 2020 г.

Компании по всему миру по-прежнему прогнозировали увеличение инвестиций в свой бизнес в предстоящем году, однако опасения, связанные с возможным снижением экономической активности, привели к уменьшению планов капвложений и расходов на НИОКР. Балансы этих показателей сократились до +12 и +6% соответственно.

«Последний опрос S&P Global продемонстрировал, что компании стали менее оптимистичны, чем в начале года, — комментирует ситуацию директор по экономике холдинга Эндрю Харкер (Andrew Harker). — Повышенное инфляционное давление пока не подает признаков ослабления, что сказывается на спросе, приводит к ухудшению финансовых условий и снижает прибыльность работы предприятий. На этом фоне фирмы сократили свои планы по найму сотрудников и инвестициям, готовясь к ужесточению условий бизнеса в ближайшие месяцы».

США, Европа и Китай снизили прогнозы

В большей части стран с крупными экономиками, по данным опроса S&P Global, произошло резкое падение предпринимательских прогнозов. В США баланс положительных и отрицательных оценок рухнул с февральского уровня 48% до значения 25% в июне, что стало самым низким показателем со времен разгара пандемии коронавируса.

Самой серьезной угрозой для развития их бизнеса руководители компаний назвали инфляционное давление в результате повышения цен поставщиков.

Повышение процентных ставок также попало в число потенциальных факторов, которые могут помешать экономическому росту.

В Евросоюзе баланс прогнозных оценок сократился с 46% в феврале до +19% в июне. Ослабление оптимизма предпринимателей произошло во всех государствах Европы, где проводилось исследование. Самый слабый уровень уверенности бизнеса наблюдался в Германии (+11%), а самый сильный — в Великобритании (+28%), которая уже покинула ряды ЕС.

Баланс оценок перспектив занятости опустился до отметки +14%, что является самым низким показателем с октября 2020 г. Еще хуже выглядел баланс оценок перспектив капиталовложений, рухнувший до уровня +7%, что свидетельствует о самых слабых инвестиционных планах с осени 2020 г.

Китайские бизнесмены тоже снизили свои прогнозы, хотя не столь стремительно. Баланс оценок предпринимателей Поднебесной сократился с восьмилетнего максимума +32% в феврале до +18% в июне. Этот показатель сигнализировал о самом слабом оптимизме бизнеса с февраля 2020 г. и к тому же был ниже долгосрочного тренда предыдущих опросов (+26%).

«Китайские предприниматели в июне были более осторожны в отношении прогнозов роста, поскольку неопределенность в отношении будущих волн COVID-19 и дальнейших остановок работы оказали давление на их уверенность, — подчеркнула аналитик S&P Global Аннабель Фиддес (Annabel Fiddes). — Растущие издержки, сбои в цепочках поставок и глобальная экономическая неопределенность также стали барьерами для увеличения экономической активности. Примечательно, что оптимизм в отношении объема производства в ближайшие 12 месяцев сократился до самого низкого уровня с начала пандемии в феврале 2020 г.».

Россия осталась в плюсе

Частные российские компании, участвовавшие в исследовании S&P Global, в июне дали сдержанные оценки перспектив выпуска в ближайшие 12 месяцев. Баланс оценок предпринимателей заметно снизился, упав с отметки +34% в феврале до скромного уровня +5% в июне, удержавшись в «зеленой» зоне. При этом балансовый показатель российских предприятий был более низким, чем в среднем по миру (+22%).

В отраслевом разрезе наблюдалось расхождение в ожиданиях между производственными компаниями и фирмами сферы услуг. Обрабатывающие предприятия продемонстрировали самый низкий баланс оценок с начала 2008 г., сервисные фирмы держались увереннее.

Июньский опрос Росстата тоже показал преобладание оптимистов в рядах отечественных предпринимателей, причем с большим перевесом, чем в опросе S&P Global.

Количество оптимистов, ожидающих роста производства в течение ближайших трех месяцев, превысило число ожидающих снижения выпуска продукции в обрабатывающих производствах на 12 п.п. (доля респондентов, прогнозирующих увеличение, составила 23%, предполагающих снижение — 11%).

В добывающем сегменте экономики аналогичный показатель равнялся 6 п.п. (доля бизнесменов, ожидающих увеличения выпуска, — 14%, прогнозирующих его снижение — 8%).