Рэнкинг крупнейших компаний в области аутсорсинга

| статьи | печать

Очередной, тринадцатый по счету рэнкинг крупнейших компаний в области аутсорсинга учетных функций, составленный агентством RAEX, выявил заметный рост спроса на этом рынке. Однако уход из страны из-за санкций многих иностранных компаний, служивших традиционной основой в данном секторе услуг, может негативно повлиять на его ближайшие перспективы.

Суммарный доход крупнейших компаний в области аутсорсинга учетных функций, принявших участие в тринадцатом по счету рэнкинге, составил по итогам 2021 г. 15,3 млрд руб. (плюс 21% за год — при инфляции 8,4%, по Росстату). Последний раз столь впечатляющие темпы роста можно было наблюдать в тучные 2012—2013 гг.: тогда увеличение заработка участников рейтинга достигало 24% и главным препятствием на пути дальнейшего бурного роста многие называли непросвещенность потенциальных клиентов, которые не совсем понимали, зачем нужны такие услуги.

Сейчас возможности расширения рынка за счет «непросвещенных» значительно сократились. Так что аутсорсинг-провайдерам, по их собственному мнению, помогли как общее постковидное оживление деловой активности, так и сильнейший импульс всему, что связано с работой на удаленке (бухгалтерия на подряде — это одна из разновидностей дистанта). Что касается опасений, которыми участники рейтинга также поделились с RAEX, то основная угроза рынку связана с санкционным оттоком иностранного бизнеса из нашей страны — а ведь именно зарубежные компании или их представительства исторически были первыми и до сих пор оставались одними из главных потребителей услуг аутсорсинга учетных функций.

Перестройки и оптимизации

Рост по итогам 2021 г. наблюдался во всех основных направлениях анализируемого рынка.

«В периоды серьезной турбулентности, как правило, повышается спрос на аутсорсинг учетных функций. Мы наблюдали это в разгар пандемии, похожую тенденцию видим и сейчас: после периода относительного затишья интерес к услуге возобновился. Модель аутсорсинга позволяет бизнесу быстрее реагировать на любые изменения за счет гибкого подхода к объему и формату предоставляемых услуг, чего сложно добиться в рамках штатной команды», — комментирует Даниил Берлизов, заместитель управляющего партнера, «Мазар» («Мариллион»).

«В целом после пандемии компании видели смысл в оптимизации своих бизнес-процессов в пользу более гибкого управления и обеспечения непрерывности бизнеса. Наиболее востребованными оставались услуги аутсорсинга бухгалтерского, налогового учета, весь комплекс финансовой функции», — говорит Кира Лапина, генеральный директор компании «Северсталь — Центр Единого Сервиса».

По словам Ольги Семеновой, операционного директора EMG, многие компании заняты реорганизацией бизнеса: «Так, на период приостановки деятельности некоторые предприятия отказываются от внутренних бухгалтерских служб в пользу аутсорсинга. Наработанное годами при подготовке отчетности базовое доверие компаний к аутсорсингу позволяет им осуществлять несвойственные ранее функции, а именно временное управление компаниями в России».

«Необходимость быстрой перестройки процессов еще острее поставила вопрос управления расходами. Интересно, что российские заказчики, которые традиционно с опаской относились к аутсорсингу, начинают осознавать все его преимущества: ресурс менеджмента и собственников ограничен, и рассеивание их внимания на неключевые процессы компании может иметь высокую цену. В результате больше компаний стремится оптимизировать свои бизнес-процессы для выживания в непростое время», — говорит Станислав Нефедов, генеральный директор СберРешений в России и СНГ.

Гроссбухи — источник денег

Традиционно наибольший объем выручки компаний — участниц рэнкинга приходится на комплексную услугу ведения бухгалтерского и налогового учета: по итогам 2021 г. доход в этом сегменте составил 7,9 млрд руб., или 51% от общей выручки по рэнкингу, темп роста за год, по сопоставимым данным, достиг 14%. Сегмент остается и самым объемным по числу его участников: из 81 компании — участницы рэнкинга только четыре не работали в этом сегменте.

Спрос на услуги аутсорсинг-провайдеров вызван в том числе инициативами государства в области бухгалтерского и налогового законодательства. «Среди факторов, обеспечивших спрос, следует отметить законодательные изменения и усложнение учета в части новых ФСБУ, в направлениях аренды, основных средств, капитального вложения и необходимости в течение 2021 г. провести мероприятия по переходу от старых стандартов к новым», — говорит С. Нефедов.

«У нас было несколько крупных проектов по переводу клиентов на новые версии систем 1С. Безусловно, заказчики нуждались в консультациях опытных специалистов, которые могли не только оперативно информировать об изменениях в законодательстве, но и помочь перестроить процессы с учетом новых требований государства», — рассказывает Людмила Шустерова, заместитель генерального директора по трансформации и стратегическому развитию бизнеса Unicon Outsourcing.

Также участники рэнкинга отмечают и новые направления бизнеса. «Возросло количество запросов на консультирование по введенным ограничениям: компаниям необходима помощь в переоформлении контрактов, поставленных ранее на учет в банке, и т.д. Компании обращаются также за поддержкой в ходе ликвидации, где от бухгалтера требуется провести достаточно интенсивную работу, прежде чем компанию удастся снять с учета минимум через шесть месяцев. В этот период необходимо свериться по активам и обязательствам, провести финальные расчеты со всеми контрагентами, включая сотрудников, снять договоры с учета в банке, составить промежуточный и окончательный ликвидационный баланс, представить отчеты в контролирующие органы, не говоря уже о сопровождении в ходе налоговой проверки, которая может быть инициирована до снятия компании с учета. К этому моменту своего бухгалтера в компании уже нет, и здесь аутсорсинг функций также полезен», — поясняет Наталья Цой, генеральный директор АО «Мазар».

На услуги по аутсорсингу расчета зарплаты, по данным участников рэнкинга, в 2021 г. пришлось 3,2 млрд руб. их совокупной выручки (рост за год, по сопоставимым данным, составил 36%). Из общего числа участников рэнкинга в этом сегменте в 2021 г. работало 36 компаний. Еще почти 1 млрд (994,7 млн) руб. у участников рэнкинга приходятся на выручку, полученную от услуг в области кадрового учета и кадрового делопроизводства, которая за год увеличилась на 16%. В силу своей специфичности по количеству компаний этот сегмент тоже не отличается емкостью: из всех участников рэнкинга только 33 компании в 2021 г. оказывали такого рода услуги.

На увеличение спроса по данным направлениям повлия­ло изменение законодательства в части кадрового электронного документооборота. «Вышел Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ, который внес изменения в Трудовой кодекс РФ и на законодательном уровне закрепил возможность и механизмы использования документов кадрового делопроизводства в электронном виде без дублирования их на бумажном носителе. Теперь практически все могут полностью отказаться от бумаг в кадровом делопроизводстве», — уточняет С. Нефедов.

«Нужно отметить, что одним из трендов года стало развитие и внедрение новых инструментов коммуникации внутри компаний и электронного документооборота с сотрудниками. Это, в свою очередь, выступает серьезным драйвером спроса на услуги аутсорсинга кадрового делопроизводства. Наша экспертиза позволяет клиентам эффективно внедрять электронный документооборот с сотрудниками», — делится опытом Дмитрий Карев, генеральный директор Acsour.

Выручка, полученная участниками рэнкинга от услуг регулярной подготовки отчетности (РСБУ, МСФО), составила по итогам 2021 г. 803 млн руб., увеличившись, по сопоставимым данным, на 8%. При этом выручка от аутсорсинга подготовки отчетности по российским стандартам составила в прошлом году 349 млн руб. (по данным 21 компании из этого сегмента), а отчетности по международным стандартам — 454 млн руб. (по данным 18 компаний, работающих в этом сегменте). Среди основных факторов спроса по-прежнему выступает сближение национальных и международных стандартов, что побуждает бизнес обращаться за помощью к аутсорсинг-провайдерам.