Параллельный импорт, товарные знаки самозанятых и залог исключительных прав на программы: приняты новые законы

| статьи | печать

В конце июня 2022 г. был опубликован закон, который касается регистрации товарных знаков самозанятыми и регистрации залога исключительного права на программы ЭВМ и базы данных. Он начнет действовать через год. Кроме того, появился закон, в котором предусмотрена возможность ввозить в РФ оригинальные товары без согласия иностранных правообладателей. В этом материале вместе с экспертами рассказываем, что изменится в отношении товарных знаков и исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, а также зачем понадобилось снова разрешать параллельный импорт.

Президент РФ подписал 28.06.2022 два закона, касающихся интеллектуальной собственности. В одном из них указано о регистрации товарных знаков на самозанятых, а также о регистрации залога исключительного права на программы ЭВМ и базы данных (Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», далее — Закон № 193-ФЗ).

В другом содержатся изменения по поводу параллельного импорта (Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 213-ФЗ).

Регистрация товарных знаков на самозанятых

В Законе № 193-ФЗ предусмотрено, что теперь право на товарный знак может принадлежать не только юридическим лицам, но и гражданам, в том числе самозанятым гражданам. Такие изменения внесены в ст. 1477 и 1492 ГК РФ.

Они вступят в силу через год после опубликования, то есть 29.06.2023.

Залог исключительного права на программы ЭВМ

Также в Законе № 193-ФЗ содержатся положения об обязательной государственной регистрации в Роспатенте не только перехода, но и залога исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных. Такая поправка появится в п. 5 ст. 1262 ГК РФ (вступит в силу с 29.06.2023).

Параллельный импорт

В Законе № 213-ФЗ указано, что не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах (группах товаров), перечень которых устанавливается Правительством РФ, а также средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы. Такая норма появилась в ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправка применяется с 28.06.2022.

Дело в том, что сначала в Федеральном законе от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ) появилось полномочие Правительства РФ принимать решения, предусматривающие определение перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться положения ГК РФ о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы (п. 13 ч. 1 Закона № 46-ФЗ).

Затем Правительство РФ указало, что перечень таких товаров должен утвердить Минпромторг России (постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506). На данный момент перечень товаров установлен в приказе Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532.

Комментарий эксперта

После принятия Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ, постановления Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 и приказа Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 в России до конца 2022 г. был легализован параллельный импорт — свободный ввоз на территорию России оригинальной и маркированной товарным знаком продукции без разрешения правообладателя товарного знака.

Вместе с тем легализация параллельного импорта до принятия Закона № 213-ФЗ носила неоднозначный характер с точки зрения правоприменения.

С одной стороны, положения легализующих параллельный импорт нормативных правовых актов предоставляли Правительству РФ право принимать решения по определению перечня товаров, в отношении которых не могут применяться отдельные положения ГК РФ о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы, но не конкретизировали вопрос иммунитета импортеров от административной, гражданской и уголовной ответственности за реализацию соответствующей продукции.

С другой стороны, суды и без конкретизации соответствующих положений законодательства со ссылкой на постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 отказывали в привлечении параллельных импортеров к административной ответственности за незаконное использование средств индивидуализации товаров, указывая, что отсутствие разрешения правообладателя товарного знака на хранение и реализацию не может свидетельствовать о незаконном использовании чужого товарного знака (решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2022 по делу № А64-2594/2022).

Иными словами, правоприменитель презюмировал, что использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах (группах товаров), прямо поименованных в перечне Минпромторга России, не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Таким образом, принятие Закона № 213-ФЗ, который превентивно устранил законодательный пробел в сфере легализации параллельного импорта, направлено именно на конкретизацию иммунитета параллельных импортеров от ответственности за нарушение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Комментарий эксперта

С одной стороны, Закон № 213-ФЗ призван поставить точку в вопросе о привлечении к ответственности за нарушение исключительных прав в случае импорта оригинальных товаров без разрешения правообладателя. Он устанавливает, что использование объектов интеллектуальной собственности в отношении товаров из перечня Минпромторга России не является нарушением исключительных прав. Соответственно, импорт таких товаров в РФ и дальнейшие операции с ними не являются основанием для привлечения к ответственности. При этом речь идет не только о гражданско-правовой, но и об административной и уголовной ответственности.

Однако можно также предположить, что новый закон призван устранить некоторые недостатки самого постановления Правительства РФ № 506 (далее — постановление).

Во-первых, положения постановления были сформулированы не вполне корректно. Формально оно отменяло действие отдельных положений ГК РФ о национальном принципе исчерпания прав, но не предусматривало новое правило о том, что оригинальные товары могут свободно ввозиться в РФ и обращаться на ее территории. Если понимать постановление буквально, то согласие правообладателя необходимо получать при каждой операции с товаром — например, при его перепродаже.

Во-вторых, возникали обоснованные сомнения в том, что Правительство РФ было вправе отменять действие положений ГК РФ для отдельных групп товаров. Дело в том, что постановление Правительства РФ является подзаконным актом и не может изменять или отменять действие положений федерального закона. Такое полномочие не было предоставлено Правительству РФ и Законом № 213-ФЗ — в нем шла речь лишь об исключении применения отдельных положений ГК РФ о защите исключительных прав, но не о возможности Правительства РФ отменять национальный принцип исчерпания прав.

В то же время новый закон не позволяет устранить все спорные вопросы, связанные с легализацией параллельного импорта. Его положения сформулированы слишком широко — формально не признается нарушением любое использование интеллектуальной собственности иностранных правообладателей, если речь идет о товарах из перечня Минпромторга России. Закон не содержит оговорки о том, что речь идет только о тех товарах, которые были введены в оборот за рубежом самим правообладателем или с его согласия.